Новая пенсионная стратегия стимулирования добровольных пенсионных взносов, когда на каждую тысячу рублей добровольного взноса вкладчик получит еще тысячу от государства, озвученная президентом Владимиром Путиным в последнем ежегодном послании Федеральному Собранию, пока заставляет экспертов относиться к ней настороженно. Кому адресовано это предложение и как скоро оно может быть реализовано, разбирались во вторник участники Экономического клуба ФБК на «круглом столе» «1000+1000: оценки и перспективы».

Акция «вложи тысячу» вряд ли стимулирует добровольные пенсионные накопления, зато может увеличить активы управляющих компаний и активизирует фондовый рынок — к такому выводу пришли эксперты. Правда, и это неплохо: инвестиции в фондовый рынок для людей молодого возраста гораздо привлекательнее, чем пенсионные накопления в чистом виде.

Участие государства в добровольном пенсионном страховании граждан обойдется казне не слишком дешево. По расчетам Министерства финансов, для реализации этой инициативы в 2008 году сумма софинансирования государства составит 6 млрд руб., в 2018-м — уже 60 млрд руб. из расчета, что за десять лет количество «добровольцев», желающих поучаствовать в кампании, увеличится с предполагаемых 500 тыс. до 5 млн человек.

Среди известных условий программы — взносы будут инвестироваться, чтобы не обесцениться. В остальном идея непонятна: станет ли кампания по привлечению добровольных вложений добровольной или добровольно-принудительной, каков будет статус вложений, если половина из них должна принадлежать государству, как смогут копить на пенсии «самозанятые» работники, и, главное, сколько максимально можно будет инвестировать, рассчитывая на софинансирование государства.

Растущий дефицит Пенсионного фонда, а также присущее россиянам желание копить (не обязательно пенсионные средства, а деньги на депозитах, в акциях и облигациях) теоретически создают хорошие предпосылки для того, чтобы идея «1000+1000» нашла своего адресата. По данным «Росстата», так называемая норма сбережений (в проценте от располагаемых денежных доходов) у россиян в последние три года варьировала на уровне 16,8—19,9%. Это соответственно в три раза выше, чем в Казахстане, в полтора раза выше, чем во Франции и Германии, почти в пять и восемь раз выше, чем в Корее и Польше. В США же в позапрошлом году вообще зафиксирована отрицательная норма сбережений, когда расходы на потребление превышают доходы.

При всем этом российские власти пока не слишком активно убеждают граждан в выгодности пенсионных накоплений.

Правда, красивая «оболочка» для стимулирования накоплений именно в виде добровольных пенсионных отчислений еще не проработана. И пока люди не будут точно знать, что их деньги не обесценятся и что через пять лет не пройдет очередной радикальной пенсионной реформы, доверять таким инструментам сбережения, как отчисления на пенсию, россияне в своем большинстве вряд ли станут.

Комментарии экспертов читайте на страницах газеты «Время новостей».

"Время Новостей"

*