Мы говорим «Биеннале, Венеция», подразумеваем – современное искусство. Каждые два года в июне здесь начинается один из самых важных в мире арт-смотров.

Современное российское искусство будет в этом году представлено масштабно.

Фото предоставлено Московским домом фотографии

Между тем 112 лет назад, когда в Венеции прошла первая биеннале, и сам город, и все итальянское искусство пребывали в глубоком запустении. Тогдашнему мэру, не чуждому изящного, пришла в город верная пиар-идея: собирать в утопающем городе художников со всего света. Но поначалу биеннале вовсе не была такой уж передовой и современной, какой она стала после Второй мировой войны. Впрочем, и в начале здесь привечали новое и новых. В чести были и русские: в Музее современного искусства Венеции в Ca’Pesaro до сих пор висят картины, закупленные на местных арт-смотрах. Одна кисти Малявина, другая Дейнеки (который, как говорят, очень понравился Муссолини).

Нынешняя, 52-я биеннале бьет рекорды, еще не начавшись. В ней участвуют 80 стран. С каждым годом их становится все больше, что понятно. Венеция хоть и недешевый во всех отношениях город, но для презентации очень выгодный: один антураж чего стоит! И потому рекламу национальных павильонов можно увидеть в самых разных местах – от покачивающейся на волнах остановки городского трамвайчика до мусорного бака.

Девиз нынешнего года «Думай чувствами, чувствуй духом» предполагает отдаться на волю скорее интуиции. Не с этим ли связано и обилие живописи на двух официальных выставках, подготовленных главным куратором этого года американцем Робертом Сторром (впервые, кстати, за 112 лет гражданин США встал у руля биеннале)? Объекты и инсталляции, которыми заполонило нас искусство в последние десятилетия, апеллируют скорее к разуму; живопись же традиционно воспринимается куда более эмоционально.

Для публики биеннале откроется лишь 10 июня, но пресс-показы начались уже с 6 июня. Именно на три дня инаугурации в Венецию съезжаются со всего света критики и коллекционеры, и именно в эти дни местные отели забиты под завязку.

Впрочем, самый первый вернисаж уже прошел: всех опередили американцы. В фонде Гугенхайма открылась двойная выставка «Йозеф Бойс – Мэттью Барни. Все, что есть сегодня, подлежит трансформации». Самый знаменитый американский художник современности наконец-то нашел себе правильного спарринг-партнера в мировой арт-истории: оба увлечены миром вещей в целом, текучестью отдельных предметов и жизнью форм, лишь внешне подвластной человеку. Причем, как и у Бойса, у Барни чем дальше, тем больше выставочный зал тоже напоминает какой-то производственный цех или склад моторов.

Приятно, что на вернисаже такой выставки слово «Москва» в приветственных речах звучало не меньше чем «Нью-Йорк»: спонсором ее выступила тесно связанная с Россией девелоперская компания RIGroup, привозившая, кстати говоря, премьерный фильм Барни на биеннале в Москву. Да и эту выставку компания уже показывала в берлинском Гугенхайме – так что не все даже в Венеции является продуктом первой свежести. Да и должно ли так быть? Все стремятся привезти сюда лучшее, а разве оно растет быстро?

Доказательством этому служит и открывшаяся вне рамок биеннале, но явно имевшая его в виду выставка из знаменитой коллекции современного искусства Франсуа Пино – она переехала теперь в Венецию, «оккупировав» один из лучших выставочных залов города, Палаццо Грасси. Современным здесь оказываются и люминесцентные работы 60-х, и объекты 90-х, и видеодокументации XXI века. В этой способности к разжиманию эпох таится один из главных секретов искусства, благодаря которому оно многое что может себе позволить. Российский павильон на Венецианской биеннале официально откроется сегодня, 7 июня.

"Независимая Газета"

***