Борьба с коррупцией по-научному. Проблемой мздоимства в России занялась Академия наук
Вчера в РАН прошла Всероссийская научная конференция «Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России». Ученые подсчитали, что мздоимство «съедает» у нас практически весь прирост внутреннего валового продукта. А если процесс не остановить, ВВП уже в ближайшие годы пойдет в минус.
Конференция в Синем зале РАН началась по-академически протокольно и размеренно. Поначалу даже казалось, что ученые вряд ли добавят что-то новое к теме, которая уже набила оскомину тем, что на всех уровнях горячо обсуждается, а потом бесследно уходит в песок. Однако сначала изменился тон дискуссии, в котором явно прибавилось жара, полемики и обличительной критики, а затем и содержательная ее сторона. По крайней мере, выяснилось, что кажущиеся неисчислимыми экономические потери от коррупции можно подсчитать.
Доктор политических наук Алексей Чернышов провел расчеты не в рублях или долларах, а в процентах от внутреннего валового продукта. По данным ученого, коррупцией «съедается» 6–7% от ВВП. Это означает, что практически весь экономический рост, которым мы так гордимся, идет на обогащение чиновников. Они, конечно, не тратят все до копейки и, возможно, даже вкладывают в экономику как частные инвесторы, но масштаба проблемы это не уменьшает. Впрочем, г-н Чернышов признает, что низкая прозрачность объекта исследования не позволяет обеспечить точность его результата, так что приведенные им цифры могут оказаться и вдвое большими. Но точно – не меньшими. «Когда уровень коррупции превышает 10% от ВВП, руководство страны не только теряет возможность бороться с этим явлением, но и наступает полный «паралич» власти», – отмечает ученый.
По данным, которые привел генеральный директор Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Степан Сулакшин, в ближайшие годы нас ждет сокращение темпов роста ВВП на 20%. «В среднем в год из-за коррупции мы наблюдаем сокращение темпов роста на 5%», – пояснил эксперт. По его мнению, в таких условиях намеченное властью удвоение ВВП вряд ли возможно. Руководство страны, по его словам, находится в «логической ловушке». «Власть должна бороться с коррупцией, но она не может этого делать, так как сама полностью коррумпирована», – констатировал г-н Сулакшин.
Вероятность прогнозов повышает отсутствие в России единых и устоявшихся правовых норм по противодействию этому пагубному явлению. Советник президента России Асламбек Аслаханов рассказал, что предлагавшиеся ранее главе государства проекты закона по противодействию коррупции были отклонены. Отметим, что и законопроект, внесенный в Думу, также не имел успеха. В ноябре 2002 года он был принят Думой в первом чтении, однако этим все и ограничилось. Участники дискуссии припомнили, что в ходе голосования по этому документу один из депутатов озабоченно воскликнул: «Что вы делаете? Вы голосуете против себя!». Впрочем, как добавил г-н Аслаханов, власть не готова к этой борьбе, а в обществе по этому поводу существует большой пессимизм.
Многие ученые возлагают большие надежды на GRECO – группу государств Совета Европы против коррупции, членом которой в феврале этого года стала и Россия. Однако Георгий Сатаров, президент Фонда «Индем», проводящего исследования этого явления в нашей стране, не разделяет оптимизма академиков. Как он отметил «НИ», на сегодняшний день проблема для нас настолько серьезна, что какое-либо внешнее воздействие вряд ли произведет положительный эффект. Эксперт отмечает, что для преодоления коррупции необходим эффективный контроль над чиновниками со стороны политических партий, общественных организаций и СМИ. А поскольку реальность разделения властей вызывает у него сейчас большие сомнения, условие это невыполнимо.
*