В тот день в одном из домов на Безымянке в Самаре разыгрался настоящий детектив. В кино это выглядело бы так: в подъезд заходит человек, осторожно оглядываясь, «проверяясь». Останавливается на площадке между вторым и третьим этажами, прячясь за лифтной шахтой. Потом из такси с теми же предосторожнястями выходит второй мужчина, они встречаются, обмениваются ничего не значащими фразами. После этого первый гражданин поднимается в одну из квартир на верхних этажах и оттуда выходит с чемоданчиком…

Точно такой же, замечаем мы, находится в руках у поджидающего. Они снова встречаются, приоткрывают чемоданы. И в этот момент откуда ни возьмись налетают люди в сером:»Стоять! Милиция!».

    Но не тут-то было. Один из незнакомцев оказывает милиции отчаянное сопротивление, бьет наотмашь, выбивает пистолет, милиционер падает, мужчина перепрыгивает через него и мчится сломя голову к выходу. Пока остальные оправились, выбежали, его уже и след простыл. Бабушки во дворе видели, что бежал мужчина, да и только.

    Милиционеры переругиваются, но вообще не производят впечатления растерявшихся или расстроенных. Главный улов все же в руках – оба чемодана и один из мошенников. А в чемоданах – море алмазов и денег. Дальше по сюжету должен следовать допрос, а потом суд.

    Все так и случилось. В 1992-ом УВД области прославилось на всю Россию тем, что раскрыло крупные хищения промышленных алмазов с самарского ГПЗ-4. Это алмазы как раз и изъяли в том темном подъезде. Среди самарских предприятий только ГПЗ-4 использовал в производстве якутские алмазы. Так называемые «алмазные карандаши», пока не обработанные камни. После обработки они превращаются в фианиты и собственно бриллианты. Но ценность необработанных алмазов не намного меньше…

    Оперативное дело по хищению алмазов было заведено в УВД за год до описанных событий. Информация о хищении имелась, но очень долго выйти на след не удавалось. И вот – удачный финиш. После ареста торговца удалось выйти на всю цепочку. Алмазы перевозились в Армению, там на заводе превращались в бриллианты, все это продолжалось года два…

    Суд определил участникам преступной группировки по 6-8 лет лишения свободы. Одно не удалось следствию и суду – узнать имя посредника, покупавшего партию алмазов сбежавшем при задержании( к слову — 200 штук на 40 с лишним тысяч рублей – деньги по тем временам фантастические, почти три машины!).

      Он мне и рассказал всю эту историю. Сейчас, по прошествии более десяти лет, можно бы и назвать подлинное имя, но собеседник решил – не стоит. Потому назовем его Евгений. Евгений и сейчас занимает крупный пост в правоохранительной структуре губернии, а тогда был оперативником ОРБ – только что созданного оперативно-розыскного бюро, в последствии переросшего в Управление по организованной преступности. Алмазное – было первым крупным делом ОРБ. Евгений играл роль богатого покупателя. Несколько раз встречался с продавцом, оговаривали детали. Заводчанин перестраховывался – Евгений предлагал новый канал и хотел купить сразу большую партию. Изображал из себя бывшего спортсмена, вел переговоры жестко. Даже снисходил до скрытых угроз и шантажа. Объяснял: надо на алмазный инструмент, на Север, в Ноябрьск, а остальное – не ваше дело. Меньше будете знать – спокойнее спать.

    Не раз роли таксистов исполняли обвешанные аппаратурой сотрудники ОРБ, потому как переговоры часто велись в машине. Продавцы полагали — разговоры в пойманной на улице машине безопасны. Вот и на этот раз подвозил Евгения к подъезду товарищ по отделу. Только вот бить милиционера и бежать по зимним улицам пришлось по-настоящему. Иначе было нельзя – суд мог не принять доказательства, добытые «подсадной уткой». Вот и пришлось милиции признать промах – мошенник сбежал, гад такой! Обвиняемые его очень подробно и правдиво описывали, но найти «спортсмена» так и не удалось…

    Пойти на такой прием пришлось, потому что тогда не было еще закона об оперативно-розыскной деятельности, где подобные ситуации теперь регламентированы. Впрочем, и сегодня, если посмотреть по судебной практике, суды воспринимают такие ситуации как смягчающие вину обстоятельство. Не исключено, что и сейчас оперативники прибегают к подобным маневрам…

    Людмила БОРОДИНА

*