Ради чего затеваются все на свете революции, реформы, перестройки и разного рода «подвижки»? Ну как же — «чтобы наши дети жили лучше нас». Со времен первых глобальных реформ — «перестройки» прошло больше 20 лет. Дети, рожденные в то время, уже выросли. Как они себя ощущают? К чему стремятся и какими стали? Ответы на эти вопросы попытались найти ученые Института социологии РАН.

Для папиной дочки Ксении Собчак эпоха гламура наступит позже. Фото: ИТАР-ТАСС

В масштабном докладе «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты», представленном вчера на суд общественности, ученые не просто нарисовали подробнейший портрет наших молодых соотечественников в возрасте от 17 до 26 лет, но и сравнили полученные результаты с аналогичными данными 10-летней давности. Оба исследования проводились по одинаковой методике и даже в одних и тех же регионах страны. Особый ракурс доклада — сравнение «отцов» и «детей»: в «контрольную» группу в ходе исследования включили людей старшего возраста (от 40 до 60 лет, но не пенсионеров).

Первый и главный итог: говорить о «молодежи вообще» — все равно что мерить среднюю температуру по больнице. И годится такой подход разве что для обсуждений на лавочках у дома — мол, «молодежь пошла какая-то не такая».

Молодежь, как выяснилось, «пошла» разная — впрочем, то же самое можно сказать и про поколение отцов этих «детей перестройки».

Вам здесь нравится?

Еще 10 лет назад российская молодежь делилась на две равные части: половине жизнь в России нравилась, другой половине — нет. Сейчас молодые люди более чем в два раза чаще заявляют о том, что сегодняшняя жизнь в России им нравится (или «скорее нравится»). Кстати, разница чувствуется не только с предшественниками, но и с поколением отцов: сегодняшняя жизнь в стране нравится почти двум третям молодежи (64%) и меньше чем половине (45%) старшего поколения.

Поколение «отцов» всегда гордилось тем, что ему были свойственны бескорыстие, энтузиазм, романтизм, идеализм… На «детях» эти гены явно «отдохнули». За туманом и за запахом тайги, строить посреди болот новые города их особо не погонишь. Деньги привлекают их значительно больше, чем слава и власть. При этом само по себе богатство около 20 процентов россиян в возрасте от 17 до 26 лет как в 1997, так и в 2007 году не считали для себя важным. А вот стремление быть знаменитым стало несколько сильнее у нынешней молодежи (37%), нежели у ее сверстников 10 лет назад (26%). И совершенно точно, что честолюбие развито у молодежи сильнее, чем у старшего поколения: «отцов» богатство, власть и известность привлекают соответственно на 11, 21 и 17 процентов меньше.

Нетерпение и труд

Впрочем, молодежь очень неоднородна. Если говорить о жизненных предпочтениях молодых людей, то среди них, по наблюдениям социологов, можно выделить несколько особых групп. Понятно, что деление условно — человек может занимать и некое «промежуточное» положение.

Первый тип современных молодых людей можно условно назвать «семейными». Таких — 31 процент. Это люди, которые в первую очередь хотят (и могут) создать прочную семью и воспитать хороших детей. Правда, семья очень много значит практически для всех россиян — так что социологи выделяли в данном случае лишь тех, кто готов был стремиться прежде всего к этой цели.

«Труженики» (17%) — это молодые люди, которые заявляли: нам по силам получить хорошее образование, престижную и интересную работу, заниматься любимым делом и мы готовы приложить к этому максимум усилий. Все остальное — вторично.

«Предприимчивые» (20%), — это россияне в возрасте от 17 до 26 лет, которые стремятся создать собственный бизнес, побывать в разных странах мира, стать богатыми и успешными людьми.

«Гедонисты» (10%) — молодые россияне, для которых в первую очередь важно иметь много свободного времени и проводить его в свое удовольствие.

При этом значительную часть молодежи (19%) составили «максималисты», которые рассчитывают достичь успехов практически во всех сферах. Стоит отметить, что данная группа не является более молодой, чем другие, и на «юношество» этот максимализм не спишешь.

Существует и группа «карьеристов» (6%): это молодежь, которая полагает, что ей по силам достичь результатов во многих сферах жизни, но не стремится жить в свое удовольствие или быть самому себе хозяином. По сути, они в чем-то схожи с «предприимчивыми». Но если для тех бизнес — это скорее работа и возможность обеспечить себе безбедное существование, то для первых важна еще и возможность реализации честолюбивых планов: стать известными, обладать властью и т. д.

«Отчаявшаяся» молодежь (5%) — седьмая группа — не видит в себе сил достичь тех или иных успехов, а «тщеславные» (1%) — восьмая группа — рассчитывают стать знаменитыми, сделать карьеру и иметь доступ к власти. Для серьезного анализа они показались социологам слишком малочисленными.

Полную версию статьи читайте в «Российской газете».

"Российская газета"

***