Будь Пушкиным. Российская молодежь создает для поэзии новый формат
Пока государственные мужи ломают голову над тем, как привить подрастающему поколению любовь к литературе и вообще к родному языку, молодежь сама ищет новые маршруты восхождения на Олимп. Адаптируя стихи к своему ритму жизни, они превращают пищу богов в культурный фаст-фуд. К примеру, завтра, в Пушкинский день России, в Москве сотни молодых людей синхронно возьмут в руки сборники стихов Пушкина и будут молча держать их несколько минут… вверх ногами.
Стихи у памятника Пушкину молодые сегодня читают разве что перед свиданием.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН |
Пушкинский праздник, уже 10 лет отмечаемый 6 июня на государственном уровне, повсюду, где есть памятники «солнцу русской поэзии», проводится в соответствии с неписаным ритуалом. Возложение цветов, речи представителей власти и литературных мэтров, чтение стихов пушкинистами-энтузиастами, выступления фольклорных ансамблей и солистов филармонии. Все это зло высмеял еще в начале 90-х Юрий Мамин в кинокомедии «Бакенбарды», которая многими была названа «русофобской». Потому что насчет коммунистических идеалов можно поспорить, а «солнце русской поэзии» и любые ее образчики, бесспорные или мнимые – святое.
«Стихи – это ярко и зрелищно»
Однако в последние годы ритуал то здесь, то там срывается «продвинутой» молодежью. В пику навязшему в зубах лозунгу «Пушкин – наше все!» выдвигается свой, куда более радикальный: «Пушкин – творец, и ты – творец! Будь Пушкиным!». Именно под таким девизом в позапрошлом году был едва не сорван Пушкинский праздник во Пскове. Не успели взойти на эстраду ведущие в костюмах «пера» и «чернильницы», а за ними сам «Александр Сергеич», откуда ни возьмись, появилась группа молодых людей в белом, оставляя за собой по ходу шествия чистые листы бумаги формата А4, запуская в воздух самолетики, свернутые из таких же листов, и осыпая зевак снегом из резаной бумаги. Один из них, прорвавшись к микрофону, выкрикнул: «Будь Пушкиным!», а другой разъяснил налетевшим репортерам, что имя Пушкина «настолько заездили и опошлили, что школьники просто уже не могут его слышать, а Пушкин тоже человек – пусть и у него будет нормальный день рождения, а не шоу для туристов».
Справедливости ради, шоу можно назвать и этот флешмоб, и тот, который намечен на Старом Арбате в нынешний Пушкинский праздник. Собравшиеся будут молча держать перевернутые вверх ногами томики Пушкина, после чего зазвучат стихи их сверстников – лауреатов конкурса «Дебют» (на который в прошлом году пришло, между прочим, 52 тыс. рукописей).
Последнее обстоятельство указывает на то, что мы имеем дело не с проказами скучающего молодняка, а с мощным движением альтернативной массовой культуры. Рушится миф о том, что молодежь глуха и равнодушна к поэзии. На самом крупном российском сервере поэзии «Стихи. Ru» зарегистрировано свыше 133 тыс. авторов, размещено более 3 млн. 600 тыс. стихотворений и 5 млн. 195 тыс. рецензий на них. О «сетевой поэзии», как новом виде фольклора, особый разговор. По словам поэта, депутата Мосгордумы, заслуженного учителя РФ и президента Фонда творческих инициатив Евгения Бунимовича, «такого количества стихов нет ни в англоязычном, ни в испаноязычном, ни во франкоязычном Интернете. Очень разного качества, мягко говоря, но все же. Может быть, Интернет действительно дает какие-то новые формы распространения поэзии». Но стихам в Сети уже тесно – их авторы из «виртуала» все активнее прорываются в «реал». Причем формы пропаганды поэзии диктует сам контекст молодежного масскульта. Современные стихи не вписываются в книжный рынок. И не только потому, что в случае поэзии говорить о каком-либо коммерческом успехе не приходится, но и в силу стойких предпочтений «ценителей поэзии».
Клипами и клубами по «клубничке»
В прошлом году в рейтинге продаж крупными столичными магазинами стихов места в первой десятке распределились таким образом: 1. А. Пушкин, «Стихи для взрослых»; 2. М. Лермонтов, «Стихи для взрослых»; 5. И. Барков, «Иллюстрированное собрание трудов»; 6. «Эротические пародии»; 7. «Поэзия Серебряного века о любви»; 9. «Русский эрос. Классические стихотворения». Правда, замыкает «горячую десятку» Иосиф Бродский с «Письмами римскому другу», но 3–4-е места поделили сборники кумира 70-х Андрея Дементьева «Нет женщин нелюбимых» и неведомой широкому читателю Татьяны Снежиной «Позови меня с собой». Борис Пастернак очутился на 30-м месте, Владимир Высоцкий – на 54-м, а Виктор Цой – на 100-м! Понятно, что список, мягко говоря, не отражает реальной «табели о рангах». Вот молодежь и ищет альтернативные «форматы».
Так, 8 июня в Центральном доме художника открывается Второй Московский международный открытый книжный фестиваль. Одним из «гвоздей» программы станет конкурс видеоклипов, снятых в сотрудничестве с авторами или с использованием записей исполнения ими стихов. Победителя будет определять не жюри, а сами зрители путем открытого голосования. Программный директор фестиваля критик Александр Гаврилов уверен: «Это будет ярко и зрелищно». По его словам, подобные конкурсы уже проводились в Европе, правда, не в таких масштабах. Поэты читали в клубах свои стихи, а публика оценивала их при помощи карточек по 10-балльной системе. При этом оценивалось не только содержание стиха, но и его исполнение.
Попытку освоения поэзией нового пространства предпринял осенью прошлого года в рамках фестиваля современных искусств «Территория» режиссер Кирилл Серебренников. Он поставил в легендарном Политехническом, где в 20-х выступал Маяковский, а в 60-х – Вознесенский и Евтушенко, вечер «100 минут поэзии», где стихи в режиме нон-стоп «озвучивали» авторы, актеры и зрители. Нечто подобное устроил нынешней весной Дмитрий Кузьмин, стоявший у истоков клубных выступлений стихотворцев. Тексты молодых поэтов читали в популярном рок-клубе «Би-2» Фекла Толстая, Ольга Кабо, Александр Гордон, Дина Корзун, Ирина Богушевская и другие культовые персонажи.
Сами же стихотворцы, чувствуя, что атмосфера «клубников» уже не так наэлектризована, как в 90-х, от традиционных «чтений» перешла к спортивным состязаниям. Самым массовым из них стал «Турнир Большого Слэма», пять лет назад придуманный критиком и теоретиком русского постмодернизма Вячеславом Курицыным. Жюри, выбранное из зрителей, оценивает собственно содержание стихов и «артистизм» – совсем как в фигурном катании. Лидеры проходят в следующий тур. В этом году пятый отборочный турнир пройдет в аккурат в день рождения Пушкина. Тем временем в Петербурге на зависть москвичам только что прошел «поэтический биатлон». Поэты на первом этапе читали стихи, а назавтра состязались в стрельбе по мишеням в тире.
«Вот юноша стоит дебильный…»
Можно ли говорить, что в России новый поэтический бум? «Я бы не назвал это бумом, – рассказал «НИ» Евгений Бунимович. – Но некоторые новые формы интереса к поэзии в России появились. Все, что происходит, честно говоря, пока напоминает систему быстрого питания, фаст-фуд. Большинство стихов и форма их подачи не предполагают серьезного осмысления, но, если проводить аналогии с тем, как складывалась в России новая сеть общепита, путь от «Макдоналдса» лежит к хорошим ресторанам. Аппетит – в смысле интерес к поэзии – пробужден, а как дальше будет – посмотрим. Одно мое стихотворение было использовано в серии флайеров – открыток, распространенных в прошлом году в рамках проекта пропаганды поэзии. И потом, когда я заглянул в Интернет, увидел, что именно это мое стихотворение – самое цитируемое».
Кстати, Евгений Бунимович – инициатор не только поэтических фестивалей, но и идеи распространения поэтических текстов с помощью мобильных телефонов. Для начала эксперты выбрали 365 текстов 12 авторов. По одному стихотворению ежедневно стали появляться в мобильной системе. Пользователю требовалось лишь оформить подписку и начинать каждый день с прикосновения к прекрасному. Сначала, правда, г-н Бунимович думал расклеивать стихи в вагонах метро, но это оказалось слишком дорого по сравнению с публикацией в формате эсэмэс.
Самым первым подписчики прочли стихи Игоря Иртеньева, которые он сочинил специально для этого случая: «Вот юноша стоит дебильный,/ Но не совсем пропащий он, / Поскольку у него мобильный / Лежит в кармане телефон. / И может он в одно мгновенье, / Чтоб жизнь счастливую начать, / В него мое стихотворенье – / Конкретно это – закачать».
***