Вчера академик РАМН Лео Бокерия консультировал по телемосту восьмилетнего Владика Тибичи из Находкинской тундры. Этот телемост еще раз подтвердил возможности современной медицины, независимо от того, где живет больной. Сеанс телесвязи Бакулевского центра сердечно-сосудистой хирургии с Салехардской окружной больницей, что в Ямало-Ненецком автономном округе, стартовал в одиннадцать утра. Однако подготовка началась намного раньше.

Через три дня состоится очередная телеконсультация.

Фото: Сергей Куксин

Директору Бакулевского центра Лео Бокерия надо было детально ознакомиться с историей болезни ненецкого мальчика, выписку из которой руководитель центра Валерий Столяр передал академику. А история трагичная и, увы, в наше время достаточно распространенная.

Что греха таить: живуча у нас надежда на авось, на то, что все обойдется. Так и здесь. Семь дней страдал мальчишка из-за высокой температуры, головной боли, болей в животе и правой руке. Но к врачам родители не обращались. Впрочем, в условиях кочевой жизни семьи оленеводов сделать это довольно сложно. И лишь 7 мая, когда стало совсем худо, санитарная авиация в экстренном порядке доставила мальчонку в хирургическое отделение Тазовской центральной больницы.

А 22 мая, когда стала нарастать дыхательная недостаточность, когда состояние стало угрожающим, с диагнозом сепсис, флегмона правого предплечья и правой кисти, двусторонняя септическая токсическая пневмония тяжелой степени, перикардит реактивный, его перевели в больницу Салехарда.

Почему Салехард попросил о консультации Бакулевский центр? Да потому что ко всему прочему у маленького пациента образовался тромб в правом желудочке сердца — совсем близко от легочной артерии. Не дай Бог, оторвется тромб и тогда — катастрофа.

Заведующий отделом информационных технологий Салехардской окружной больницы Андрей Иванов знакомит Бокерия со своими коллегами, которые занимаются лечением Владика. На экране и сам Владик. Говорит с трудом, но бодрится и с удовольствием общается с Лео Антоновичем. Отвечает на вопросы: как зовут родителей, хочет ли в Москву. Кстати, в Москву малыш не хочет — он хочет домой.

Консилиум подробный, не уходит от внимания обеих сторон ни одна деталь. Специалисты Салехарда отвечают и на вопросы журналистов. Сколько стоит такая консультация для пациента, а также возможное лечение в самом Бакулевском центре, — поинтересовался корреспондент «РГ». «Пациент за это не платит ни копейки», — был ответ.

А подобных консультаций Бакулевский центр проводит более 1200 в год. И это не только конкретная помощь конкретным пациентам, но и очень эффективная школа для специалистов.

Итак, выработана совместная тактика дальнейшего лечения Владика. Назначены препараты, назначены необходимые процедуры. Коллеги договорились, что через три дня состоится очередная телеконсультация, и тогда будет принято окончательное решение: будет мальчик лечиться далее в Салехарде или его переведут в Бакулевский центр.

— Случай крайне тяжелый, — комментирует ситуацию Лео Антонович. — Коллеги в Ямало-Ненецком автономном округе действовали абсолютно грамотно. А главное, на местах теперь появилась возможность оказания высокотехнологичной современной помощи. И тут отдадим должное телемедицине — для нашей огромной страны она просто необходима, поскольку обеспечивает доступность к самым продвинутым технологиям отдаленных регионов. А значит, повышает качество и диагностики, и лечения. Пионером практической телемедицины в России был наш центр: первые 70 консультаций больных из дальних регионов мы провели еще в 1997 году.

Сеанс связи с Салехардом закончился. Но не закончилось участие в судьбе Владика ведущих специалистов Москвы. И как рефрен к этому конкретному консилиуму: в конференц-зале Бакулевского центра проходит девятый международный курс по рентгеноэндоваскулярной хирургии врожденных и приобретенных пороков сердца. И на экране то и дело идут прямые трансляции из операционных самого центра, из ведущих западных клиник.

"Российская газета"

***