Новая система определяет намерения водителя
Джоэль Маккол (Joel McCall) и Мохан Триведи (Mohan Trivedi) из университета Калифорнии в Сан-Диего (UCSD) создали «Систему разумной помощи водителю» (Intelligent Driver Assistance Systems — IDAS), которая сама определяет, собирается ли водитель машины тормозить (в прямом или переносном смысле), если капот его машины приближается к другому транспортному средству и, соответственно, надо ли предпринимать какие-либо действия.
Систему не назовёшь незаметной, но пока это лишь эксперимент (фото с сайта physorg.com). |
За последние несколько лет появилось очень много различных систем для автомобилей, призванных предупреждать аварии по невнимательности водителей. Например, чип EyeQ, распознающий препятствия, и тепловой глаз Audi, который обладает чувством формы, а ещё — система, снижающая риск аварии, если человек заснул за рулём. Наконец, нужно упомянуть серийные системы активного круиз-контроля, которые могут автоматически задействовать тормоза авто при опасном приближении к впереди идущему транспорту.
Однако c такими «помощниками» водитель балансирует на грани: «Какая нужная функция!» – «Как надоела эта чёртова сигнализация!»
Именно для того чтобы у водителей не возникло желания игнорировать или, пуще того, выключить систему сигнализации, Триведи и его коллеги обучили систему понимать намерения человека.
IDAS оперирует данными, получаемыми с восьми сенсоров и цветных камер, а также камер, снимающих в ближней инфракрасной области спектра, и лазерного радара. Её главное отличие от других систем в том, что она пытается не только минимизировать риск столкновения (автоматически выполняя торможение), но и определяет, нужно ли сигнализировать водителю о приближающейся (вот здесь в самом прямом смысле этого слова) опасности.
«Управление автомобилем требует высокой концентрации внимания, секунды решают подчас вопрос жизни и смерти, — поясняет Триведи, — Самым важным при создании IDAS для нас было сделать такой интерфейс, который не отвлекал бы водителя от дороги».
Система Маккола и Триведи собирает информацию о человеке за рулём по положению головы, мимике, положению и движению стоп. Эта информация объединяется с данными об автомобиле и окружающей местности (ускорение, положение руля, близость других машин и даже мигание поворотных сигналов). Решение по полученным данным принимает компьютер, находящийся в багажнике авто.
В ходе экспериментов IDAS показала отличный результат: только в одном случае из пяти срабатывала ложная тревога, при этом система безошибочно определяла намерения водителя затормозить в 90% случаев за одну секунду до предпринимаемых действий.
Пример: дистанция неумолимо сокращается, но человек держит ногу над педалью тормоза – система не вмешивается. Если же водитель чем-либо отвлечён (например, не смотрит на дорогу), то система выдаёт предупреждение. Если и в этом случае ничего не происходит, то система сама начинает торможение.
Кроме того, со временем система «получает представление» о поведении водителя и может предсказывать, когда водитель будет тормозить, а когда ему нужно об этом напомнить.
Прежде чем коммерциализировать свой продукт исследователям предстоит ещё решить, какими следует сделать предупреждающие сигналы, чтобы они не вызывали раздражение и не отвлекали.
«IDAS завоёвывает популярность у ведущих автомобильных исследовательских центров. Мы очень надеемся, что элементы «умной системы торможения», схожие с теми, что обсуждаются в нашей статье в журнале Proceedings of the IEEE, найдут своё место в некоторых моделях автомобилей в ближайшие лет 5″, — говорит Триведи.
***