В Москве открылись сразу две выставки, посвященные частным коллекциям в России. Одна из них, в Третьяковке, посвящена собирателям столетней давности.

Серовский портрет Г.Л. Гиршман (1911) показывает интеллектуально одухотворенное лицо российского собирательства

Фото ГТГ

В Третьяковской галерее показывают графику из московских частных собраний конца XIX – начала ХХ века. Кураторы выставки рассказывают, с каким трудом им приходилось восстанавливать по крупицам историю и содержание отдельных собраний. Благо многие работы там давно уже стали классикой – будь то сомовские портреты поэтов и художников, включая знаменитый портрет Блока, или меланхоличные полотна Добужинского, которого ценили Гиршманы. Каждый раздел на выставке сгруппирован вокруг любимых тем собирателя: у Кусевицкого много портретов музыкантов, запечатленных Репиным, у Щербатова – Врубеля, а у Ивана Морозова – поразительные темперы Головина, его автопортрет и «Флоксы».

Выставка названа в честь знаменитого журнала «Среди коллекционеров» и представляет 17 семей, от Боткиных, Гиршманов и Рябушинских до Остроухова, Кусевицкого и Носовой. В этой среде было много купцов – Бенуа фамильярно называл их «купчиками». Вообще феномен меценатства в России связан с купеческим сословием, прежде всего староверами, откуда вышли многие великие без преувеличения собиратели. В этом наше отличие от западноевропейской традиции, где коллекционерство в большей степени было уделом аристократии, а в торгово-промышленной среде такие энтузиасты, как Морозовы или Мамонтовы, оказывались скорее исключением.

Весь материал читайте на страницах «Независимой газеты».

"Независимая Газета"

***