45 лет на околоземном пространстве работают отечественные спутники серии «Космос». Однако немногие знают, что запуском «Космоса-1» открыло свою дорогу в космос еще одно отечественное конструкторское бюро — днепропетровское ОКБ-586 (впоследствии — КБ «Южное»), руководимое академиком Михаилом Янгелем.

Запуск спутника был осуществлен ракетой-носителем, созданным в том же ОКБ и впоследствии также названным «Космосом». До этого янгелевское КБ занималось преимущественно боевой тематикой. Спутник и носитель для его запуска стали первыми, но и далеко не последними мирными детищами днепропетровских создателей ракетно-космической техники. Маленький во всех отношениях «Космос-1» (он даже не был оснащен научной аппаратурой) проложил большую дорогу для множества различных отечественных космических аппаратов, называемых «спутниками серии «Космос».

Например, «Космос-8» стал первым специализированным спутником для исследований в околоземном космосе метеоритного вещества. В то время это был единственный аппарат, запущенный исключительно для сбора информации с целью оценки метеоритной опасности для пилотируемых полетов и, соответственно, для правильного выбора конструкционных материалов, обеспечивающих надежную защиту космонавтов.

В результате запуска «Космоса-26 и 49» впервые магнитной съемкой было охвачено 75% земной поверхности, причем практически одновременно. Запуском «Космоса-215», по сути, сделан первый шаг к выносу за пределы земной атмосферы телескопов, оснащенных современной измерительной аппаратурой. Важное место в научной программе спутников серии «Космос» занимали исследования земной атмосферы, солнечного излучения, космических лучей и даже такие экзотические эксперименты, как поиск антивещества во Вселенной по его аннигиляционному гамма-излучению. Решая научное проблемы «Космосы», помогали найти ответы и на многие технические вопросы, связанные с дальнейшим освоением космического пространства, получить данные о работе различных систем в полете.

Необходимость большого числа запусков потребовала организации серийного производства спутников. Поэтому вскоре днепропетровцы разрабатывают проект типовых космических аппаратов, имеющих общую конструкцию (корпус, служебные системы и т.п.), но различный состав научной аппаратуры. Эти унифицированные аппараты стали базовыми для дальнейших исследований сначала по отечественной программе «Космос», а затем, после их усовершенствования и перехода на более мощный носитель, и международной программе «Интеркосмос».

Рассказывая о спутниках серии «Космос» нельзя обойти стороной тот вклад, который они внесли в укрепление обороноспособности страны. Уже в 1962 г., на орбиту были выведены первые военно-экспериментальные спутники «Космос-6» и другие для тестирования создаваемых в то время наземных РЛС противоракетной обороны. Некоторые «Космосы» использовались в качестве мишеней при проведении испытаний космических аппаратов-перехватчиков, так называемых истребителей спутников. Многие «Космосы» вполне правомерно отнести к космическим аппаратам «двойного назначения», поскольку они использовались как в интересах науки, так и для решения военно-прикладных задач (в большинстве своем, тоже научных, но специфической направленности).

«Космосами» в Советском Союзе стали называть и все чисто военные спутники — фото и радиоразведки, навигационные, системы предупреждения о ракетном нападении, специальной связи и т.д.

Эта традиция сохранилась до настоящего времени. Если в 1962-63 гг. было запущено 24 «Космоса», то в следующие два года — 79. В одном 1970 году осуществлено 72 запуска, в 1971-81, в 1979-85, в 1974 гг. — 100.

Сегодня о таком количестве пусков российские ученые, да и военные тоже, могут только мечтать.

РИА Новости

***