Денег много не бывает. Социологи выяснили, от чего россияне вынуждены отказываться ради экономии
Неуклонный рост общественного благосостояния, который, судя по отчетам Минфина и «Росгосстата», наблюдается в России, пока не привел к изобилию денег в карманах наших сограждан. Семейные бюджеты по-прежнему не бездонны, и купить все, что хочется, не удается.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведшего недавно исследование, целью которого было выяснить, на чем экономят граждане, за последние пару лет ничего принципиально в «семейной экономике» не изменилось. Как и раньше, пятой части россиян приходится подчас отказываться от покупки необходимых продуктов питания, треть граждан вынуждена откладывать на лучшее времена поездки к родственникам или друзьям, около половины не могут по финансовым соображениям съездить в отпуск туда, куда хочется.
В большинстве случаев изменения если и есть, то укладываются в пределы статистической погрешности — 3,45%, по расчетам ВЦИОМ. К примеру, количество тех, кто был вынужден сегодня из соображений экономии отказываться от походов в кино и театры, с 2005 по 2007 год увеличилось на 2% — с 28 до 30. А число тех, кто не смог выкроить деньги на оплату образования для взрослых членов семьи, на два процента снизилось — с 13 до 11. Существенные изменения отмечены лишь в двух позициях — покупка «действительно необходимых семье предметов домашнего обихода» (снижение показателя с 40 до 35%) и покупка одежды и обуви (с 42 до 33%). А чаще всего россиянам приходится отказываться от поездок в отпуск: в 2005-м заморозить эти планы пришлось 49% опрошенных, сейчас — 52%.
Любопытно, что двигателем потребления и основным недовольным классом являются женщины. Как нетрудно было предположить, слабому полу нужно больше, чем сильному. И соответственно им чаще не хватает наличных и кредитных финансов. На одежду и ботинки не хватало денег только 30% мужчин, и 35 прекрасным дамам из ста приходилось отказываться от платьев и туфелек. А на улучшение своего здоровья недоставало средств лишь 27% мужчин, тогда как среди опрошенных женщин на эту проблему указали 38%. Впрочем, наверное, не стоит делать скоропалительный вывод о том, что именно женщины опустошают семейные бюджеты. Возможно, просто мужчины в большей степени «бытовые конформисты» и не так сильно стремятся сделать свою жизнь более красивой и удобной.
Правда, вся эта статистика не дает ответа на главный вопрос жизни и смерти — а, собственно говоря, почему нам не хватает денег. Вот, например, в 2005 году 30% опрошенных вынуждены были по финансовым мотивам отказаться от лечения или восстановления своего здоровья, а в 2007 году таких было 33 человека из ста. Некоторый рост (пусть и на грани статпогрешности) налицо. И что это значит? То ли денег стало меньше, то ли медицина подорожала, то ли большее количество людей стало обращать внимание на собственные болячки. Или, к примеру, возьмем ту самую покупку «действительно необходимых семье предметов домашнего обихода», которая стала более доступной. Это у нас благосостояние народа растет, стиральные машины дешевеют или бум потребительских кредитов шагает по стране? Или, скажем, понятие «действительно необходимого» у россиян расширяется, и теперь одной стиральной машины мало, теперь посудомоечную подавай и неплохо бы вместе с плазменной панелью?
И наконец, еще одно занятное наблюдение. Во многих случаях нехватка денег не так уж сильно связана с самими доходами. К примеру, от дорогого отпуска вынуждены отказываться и совсем бедные россияне (59% среди тех, чей доход в пересчете на члена семьи составляет менее 1500 руб.), и сравнительно зажиточные (45% у тех, кто зарабатывает по 5000 руб. на родственника). Но самыми доступными бытовыми благами оказались продукты питания (что вполне предсказуемо) и приглашение в гости друзей и близких. К примеру, в категории самых бедных на прием гостей и ответные визиты временами не хватает денег почти у половины опрошенных (48%). А в категории самых богатых — лишь у восьми процентов. Но почему так происходит, непонятно. То ли россияне предпочитают не слишком тратиться на гостей, то ли, наоборот, гостеприимство расценивается как высшее благо, на которое и последнее потратить не жалко.
***