В центральном выставочном зале «Манеж» открылся 4-й Московский международный салон изящных искусств (MWFAF), организованный швейцарской компанией Art Culture Studio. За неделю работы салон, в котором участвуют 78 галерей из 12 стран мира, попытается разжечь интерес русских покупателей к искусству итальянского барокко, «малым голландцам», импрессионистам, мебели ар нуво и ар деко, contemporary art, а также ювелирным изделиям ведущих западных фирм, пишет«Российская газета».

Художественный салон видит себя не просто ярмаркой, но охватывает почти всю историю искусства.

Фото: Виктор Васенин/«Российская газета»

Официально салон называется The Moscow World Fine Art Fair. Каково название, таково и художественное оформление: стараниями дизайнера Патрика Уркада «Манеж» превращен в подобие парижской Вандомской площади, квартала ювелиров и торговцев предметами роскоши. Представленные на нем произведения находятся в режиме «временного ввоза», то есть ввезены как на выставку. В случае же покупки вещь можно тут же, не выходя из «Манежа», растаможить. Обычная же практика — резервирование: за выбранной работой потом приходится ехать самому по месту прописки галереи. А это может быть далековато. Скажем, в этот раз с коллекцией японской живописи позапрошлого века приехала токийская Gallery Shiraishi. Конечно, это неудобно, но антиквары с этим мирятся, иначе бы не приезжали в который раз, иначе бы не ввозили произведений на миллиард долларов (а это только по страховой стоимости).

MWFAF видит себя не просто ярмаркой, а своего рода World Art Museum, то есть охватывает почти всю историю искусства. Показ начался с итальянского Ренессанса: парижская галерея Steinitz выставила в качестве топа резную скамью, изготовленную во Флоренции в XV веке для Джулиано Медичи и потом перешедшую в знаменитую коллекцию Демидова на виллу в Сан-Донато. Галерея Maison d`Art из Монако представила «Молодого Вакха» Рубенса, по-видимому еще раннего, «караваджистского» периода.«»

Как пишет «Коммерсантъ» — Галерея Minotaure представляет и известных персонажей парижской школы, и неизвестных. На ее стенде Хаим Сутин с картинами из самой впечатляющей серии мясных лавок. Полотно с ободранным кроликом на столе стоит ?850 тыс. Тот же столик, но с обычным натюрмортом на нем – всего ?30 тыс., потому что написан не Сутиным, а сожителем по «Улью» Пинхусом Кременем. Тут же представлена скульптура Ханы Орловой, родившейся на Украине и работавшей в Париже. И работа неведомого Альфреда Абердама, родившегося во Львове и писавшего в стиле, слегка напоминающем мрачные фигуры Челищева.

Galerie De Jonckheere, как всегда, козыряет старыми мастерами: полотна Питера Брейгеля Младшего стоят под ?1 млн. Но не менее удивительна новая московская галерея Shkola (то есть «Школа»), организованная в партнерстве с нью-йоркской Chowaiki-Mosionzhnik. Стенд открывают мастерские акварели с цветами Эмиля Нольде, за углом мрачные «Лица» Алексея Явленского, а за занавеской еще одна комнатка, в которой картины Сальвадора Дали, Оскара Кокошки и «Смеющаяся женщина» 1901 года кисти Пабло Пикассо, за которую просят $10 млн. Отличную подборку графики Александра Яковлева выставила LPM Fine Art, целых два стенда посвящено парижскому скульптору Димитрию Чипарусу, ваявшему русских танцовщиц в хрисоэлефантинной технике (год назад никто толком и не знал, как произнести его фамилию по-русски, а теперь фигурки продаются по $400 тыс.).

На стенде галереи Гельмана Энди Уорхолов разложили, как в мавзолее, на фоне произведений современных российских художников

Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

Как и в прошлом году, в салоне участвуют русские галереи – и антикварного, и современного искусства. Галерея «Элизиум» представила прямо-таки концептуальный проект: на выгородках фотомонтаж со сценами хрущевско-гагаринской действительности. Поверх висят картины нонконформистов, причем отборные. А красная ковровая дорожка ведет вместо бюста Ленина к скульптуре Эрнста Неизвестного. Выставленное на стенде – часть одной частной коллекции из 200 работ, которая продается целиком. Kurnikova Gallery (или «Наши художники») представила круг имен, с которыми обычно работает (от Павла Челищева до Сержа Полякова), плюс маленькая коллекция супрематической графики Ильи Чашника.

Есть и современные галереи. Несмотря на то что антиквары (особенно русские) фыркают по поводу Айдан-галереи, XL и «Риджины», их стенды сделаны с радующей иронией и будто передразнивают классическое искусство. Особенно смачно удалось это галерее Гельмана: посреди стенда лежит в белом костюме и белом гробике пластиковый Энди Уорхол, повторенный в манере главного поп-артиста четыре раза (автор Юрий Шабельников). Жизнеутверждающая вещь – искусство. Хоть и мертвое, а прекрасно продается.

***