На сегодняшний день на российском рынке игрушки всего 10-12% занимают товары отечественного производства. Около 90% рынка занимают заграничные игрушки, из которых, в свою очередь, подавляющее большинство произведено в Китае. Такие данные на пресс-конференции в РИА Новости привели доктор психологических наук, профессор, руководитель центра «Игры и игрушки» при Московском городском психолого-педагогическом университете Елена Смирнова и президент Национальной ассоциации игрушечников России Антонина Цицулина.

Не в последнюю очередь такое положение дел связано с тем, что игрушечная отрасль в России фактически не получает поддержки от государства и даже не относится ни к одному из министерств, считает Антонина Цицулина. Раньше такого понятия как «вредная игрушка» не существовало. А теперь мы все чаще и чаще слышим это выражение. Если на соответствие санитарным нормам игрушки проверяют, то экспертизы влияния игрушек на развитие психики ребёнка в России нет.

Игрушка всегда была связана с игрой — ведущей деятельностью, в которой формируется облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Сначала игрушки стали делать из папье-маше, затем появились резиновые, пластмассовые игрушки, которые приобретали различные формы — пупсы, куклы, кубики, мячи и т.д. Сейчас во всем мире все более популярными становятся электронные игрушки, умеющие говорить, двигаться. «Эволюция игрушек продолжается, но не происходит ли деградация детей?», — задаются вопросом специалисты.

Психологи считают, что большинство современных игрушек негативно влияют на характер ребенка и его психику. Они не только не выполняют своих функций — развивать и воспитывать детей, — но и уводят ребенка от реальной действительности в виртуальную. Прилавки магазинов пестрят от раскрученных мультяшных монстров. Человек-паук, робот-киборг и пластмассовые наручники — эти игрушки у детей дошкольного возраста оказываются сейчас самыми популярными.

В советские времена игрушка обязательно проходила медико-педагогическую экспертизу. Но с изменением экономических условий многое изменилось. На передний план торговых полок продавцы ставят зарубежные игрушки. Казалось бы, они яркие, радуют глаз, но с нравственной стороны они совершенно не соответствуют возрастному уровню детей, считают эксперты.

Особенно много споров вызывает популярная американская кукла Барби. Что примечательно, изобрели Барби в Германии, а потом отказались от ее производства. Но в Америке дело пошло. В итоге длинноногая Барби стала самой продаваемой игрушкой на свете, а общество столкнулось с проблемой. По мнению психологов, от «синдрома Барби» страдают десятки тысяч девчонок во всем мире. «Чтобы добиться успеха, необходимо быть красивой!» — решают подростки и начинают корректировать свою внешность в ущерб здоровью.

В Мосгордуме приняли решение рекомендовать Департаменту образования проводить обязательную психолого-педагогическую экспертизу игрушек. В рамках этого проекта в Москве уже начато внедрение знака «Детские психологи рекомендуют». Он уже присвоен ряду наименований игрушек, продающихся в магазинах города. Пока результаты экспертизы носят рекомендательный характер. Психологи надеются, что этот знак привлечет снимание родителей и послужит для них некоторым ориентиром при выборе подарка для своего ребенка.

РИА «Новости»

***