Подводная лодка ушла в море не дожидаясь экспозиции ("Ъ")
В минувшие выходные с тросов сорвалась подводная лодка Б- 307, приобретенная руководством АвтоВАЗа для своего технического музея. Через несколько часов ее удалось пришвартовать к берегу. Специалисты ГО ЧС Самарской области считают, что если бы в заливе не было льда, лодка могла бы врезаться в плотину и разрушить ее.
Напомним, что подводная лодка Б-307 прибыла в Тольятти в ноябре прошлого года. Руководство АвтоВАЗа приобрело ее у Балтийского флота за 768 тысяч рублей. На воду она была спущена еще в 1979 году. Для своего времени она была самой малошумной и предназначалась для «охоты за вражескими субмаринами». На вооружении у Б-307 стояли 32 противолодочные мины и 24 торпеды.
Из Питера до Тольятти лодка прошла менее чем за месяц, в декабре 2003 года. Маршрут проходил через Неву, Ладогу, Свирь, Онежское и Белое озера. При этом, по информации „Ъ“, во время транспортировки, 3 ноября прошлого года, когда субмарина находилась в Неве, она дала течь. По одной из версий, тогда из подлодки не слили остатки топлива (как положено перед транспортировкой — „Ъ“). В итоге в Неву, рядом с Балтийским заводом вылилась тонна нефтепродуктов. Затем лодка вошла в Волгу через Рыбинское водохранилище. В Тольятти ее сначала пришвартовали в речном порту Комсомольского района, а затем отбуксировали в прибрежную зону села Подстепки.
Боевая подводная лодка Б-307, которую в качестве экспоната руководство АвтоВАза приобрело у Балтийского флота для своего Технического музея закованная в лед, простояла в Подстепках Автозаводского района до минувших выходных. Подлодка общим весом 2,8 тонны, высотой 14 метров и длиной 91 метр была закреплена десятью тросами.
Однако из-за оттепели льдина начала крошиться и отходить от берега, потянув за собой и субмарину. Тросы оборвались, и лодку унесло течением от берега почти на три километра. По тревоге были подняты чрезвычайные службы города. На место также прибыл заместитель начальника Управления ГО ЧС по Самарской области Владимир Казаков. Спустя несколько часов подлодку удалось опять зацепить тросами и на трех буксирах пришвартовать к берегу.
Как пояснили спасатели, если бы в заливе не было льда, субмарина развила бы огромную скорость и врезалась в плотину, значительно повредив ее.
Тольяттинские чиновники совместно с руководством завода планировали в августе этого года транспортировать субмарину в технический музей ВАЗа. Для этого предполагалось построить металлический настил со специальными ободами, которые будут полностью повторять форму лодки, чтобы отбуксировать ее из акватории по суше в музей. Однако на это нужно 4 млн рублей.
Мэр города Николай Уткин поддержал вазовцев и согласился выделить необходимые средства из городского бюджета. По мнению спикера гордумы Александра Дроботова, «эти деньги будут вложены в фундамент будущего». По информации „Ъ“, сделав лодку музейным экспонатом, Николай Уткин и некоторые депутаты планируют привлечь в Тольятти туристов. Однако пока не ясно, заложена ли эта сумма в бюджет Тольятти на 2004 год.
Кроме того, не все городские депутаты согласились с намерением мэра оплатить транспортировку судна. Например, депутат городской думы Борислав Гринблат заявил, что «это пир во время чумы». По мнению господина Гринблата, технический музей ВАЗа может стать привлекательным местом для туристов, которым интересно было бы посмотреть на образцы технического прогресса разных лет. «Однако нынешний бюджет истощал до того, что уже приходится залезать в бюджет следующего года, одалживаясь у коммерческих банков. И масса не таких амбициозных, но очень необходимых расходов, отложена на неопределенный срок».
СВЕТЛАНА ДЕМИНА, Тольятти
№61 от 06.04.2004, вторник
«Коммерсантъ» в Самаре»
Фото: СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВА
*