Число нарушений правил использования воздушного пространства на террито­рии региона ежегодно растет. Виновники «небес­ного беспредела» — пилоты так называемой легкой авиации.

Ту-134 спокойно заходил для по­садки на военный аэродром «Кряж». Внезапно едва ли не пря­мо по курсу появились три «карлсона» — так профессионалы назы­вают своих «коллег», управляю­щих сверхлегкими машинами. Они оказались так близко к самолету, что если бы ветер сорвал с кого-нибудь из пилотов головной убор, то он запросто мог попасть в дви­гатель лайнера. И тогда трагедии, скорее всего, избежать бы не уда­лось. К счастью, этого не случи­лось. Тем не менее экипажу «туш­ки» пришлось делать чуть ли не «свечку», резко уходя вверх, а потом заходить на второй круг.

Рассказывая об этом случае корреспонденту «РГ», начальник Приволжского межрегионального управления Федеральной аэрона­вигационной службы Юрий Фо­мин, занимавшийся еще на прежней работе расследованием этого про­исшествия, подчеркнул, что, ока­зывается, «Карлсонам», подняв­шимся в воздух там, где всякие полеты запрещены, просто пришло в голову «рассмотреть самолет по­ближе».

И таких очень серьезных нару­шений норм поведения в небе, чре­ватых трагедиями, в регионе со­вершается довольно много. «Кар­лсоны», по словам Юрия Фомина, поднимаются в воздух на своих летательных аппаратах, как пра­вило, когда хотят и где хотят. Даже в районе международного аэропорта «Курумоч» и тех мес­тах, где проходят трассы самоле­тов, идущих туда на посадку. В прошлом году, к примеру, коман­дир экипажа рейсового Ан-24, за­ходя на посадку, обнаружил, что прямо по пути следования в райо­не поселка Царевщина на высоте 900 метров парит какой-то экстремал. А если бы не заметили?

Анализ всех таких и им подоб­ных происшествий показывает, что совершают их. как правило, одни и те же люди. Главной при­чиной тому является, по мнению специалистов, всего лишь админи­стративная, но не уголовная ответ­ственность за нарушение воздуш­ного пространства. Штраф не ос­танавливает любителей экстре­мальных развлечений, и они, зап­латив его, вновь поднимаются в воздух, стремясь пощекотать не­рвы и себе, и другим. А остано­вить эти опасные игры может лишь уголовная ответственность вкупе с конфискацией самого ле­тательного аппарата как «источ­ника повышенной опасности» и дальнейшим запретом на возмож­ность летать.

— Основная масса пилотов-лю­бителей сверхмалых аппаратов вообще понятия не имеет о поряд­ке использования воздушного пространства, продолжает рас­сказывать полковник запаса Юрий Фомин. — Если человек, получаю­щий права шофера, имеет хотя бы элементарное представление о правилах дорожного движения, то «карлсоны» чаще всего не имеют ни малейшего понятия о том, где и на каких высотах можно летать, а где категорически запрещено подниматься в воздух. Происхо­дит это потому, что практически все они самоучки, поскольку в ре­гионе напрочь отсутствует какая-либо система подготовки таких пилотов. В существующих клубах по интересам учат лишь нажимать кнопки да передвигать рычажки на панели управления, но никак не правилам совершения полетов.

Подниматься в воздух на лю­бом летательном аппарате, будь то легкий самолет или всего лишь дельтаплан, согласно федеральным правилам, принятым правитель­ством России, можно лишь после получения соответствующего раз­решения. Но «Карлсоны» не только о разрешениях понятия не име­ют, но и о самих федеральных пра­вилах. В результате они и болта­ются в воздухе как цветок в про­руби. С каждым годом их стано­вится все больше, а профессио­нальная грамотность их не только не растет, но, пожалуй, даже сни­жается. К примеру, очень часто пилоты легких самолетов свои действия объясняют необходимо­стью срочного вылета, и потому, дескать, у них не было времени подавать заявку и ждать ее удов­летворения. Такие заявления как раз и говорят о том, что о суще­ствовании правил они и не подо­зревают, поскольку, согласно пра­вилам, разрешение на полет мож­но получить в считанные часы…

В последние полтора десятка лет число различных легких и сверхлегких летательных аппара­тов в регионе постоянно увеличи­вается. Сегодня в Самарской об­ласти их выпускают уже шесть различных фирм. А желающих заняться подобной деятельностью еще больше. Вызвано это все воз­растающим спросом, который, в свою очередь, обусловлен двумя основными факторами. Во-пер­вых, растет число людей, способ­ных приобрести такие дорогостоящие игрушки. Во-вторых, посто­янно растут потребности различ­ных отраслей экономики в исполь­зовании летающей техники. К примеру, именно с воздуха проще всего наблюдать за пожарной бе­зопасностью лесных угодий, за состоянием различных трубопро­водов. С воздуха проще защищать от вредителей и сельхозугодья, и все те же лесные массивы.

— Малая авиация будет и даль­ше развиваться ускоренными тем­пами, поскольку это потребность времени. И проблема сейчас состо­ит в том, чтобы направить это раз­витие в цивилизованное русло, -рассказывает корреспонденту «РГ» руководитель Приволжско­го окружного территориального управления Росавиации Александр Малышев. — Не могу не согласить­ся с моим коллегой Юрием Фоми­ным в том, что многие пилоты се­годня очень далеки от этого рус­ла. Но столь же далеки от него и многие государственные и иные структуры, которые должны это­му способствовать, а на деле пре­пятствуют. Если прежде человек, сам построивший какой-либо ле­тательный аппарат, а сделать это, кстати, не так уж и сложно, мог сертифицировать его в соот­ветствующем центре не слишком далеко от дома, то теперь это мож­но сделать только в Москве.

Подробнее читайте на страницах «Российской газеты» № 112 (4375) от 29.05.2007

*