Мертвая петля. Почему нет порядка в небе над Самарой?
Число нарушений правил использования воздушного пространства на территории региона ежегодно растет. Виновники «небесного беспредела» — пилоты так называемой легкой авиации.
Ту-134 спокойно заходил для посадки на военный аэродром «Кряж». Внезапно едва ли не прямо по курсу появились три «карлсона» — так профессионалы называют своих «коллег», управляющих сверхлегкими машинами. Они оказались так близко к самолету, что если бы ветер сорвал с кого-нибудь из пилотов головной убор, то он запросто мог попасть в двигатель лайнера. И тогда трагедии, скорее всего, избежать бы не удалось. К счастью, этого не случилось. Тем не менее экипажу «тушки» пришлось делать чуть ли не «свечку», резко уходя вверх, а потом заходить на второй круг.
Рассказывая об этом случае корреспонденту «РГ», начальник Приволжского межрегионального управления Федеральной аэронавигационной службы Юрий Фомин, занимавшийся еще на прежней работе расследованием этого происшествия, подчеркнул, что, оказывается, «Карлсонам», поднявшимся в воздух там, где всякие полеты запрещены, просто пришло в голову «рассмотреть самолет поближе».
И таких очень серьезных нарушений норм поведения в небе, чреватых трагедиями, в регионе совершается довольно много. «Карлсоны», по словам Юрия Фомина, поднимаются в воздух на своих летательных аппаратах, как правило, когда хотят и где хотят. Даже в районе международного аэропорта «Курумоч» и тех местах, где проходят трассы самолетов, идущих туда на посадку. В прошлом году, к примеру, командир экипажа рейсового Ан-24, заходя на посадку, обнаружил, что прямо по пути следования в районе поселка Царевщина на высоте 900 метров парит какой-то экстремал. А если бы не заметили?
Анализ всех таких и им подобных происшествий показывает, что совершают их. как правило, одни и те же люди. Главной причиной тому является, по мнению специалистов, всего лишь административная, но не уголовная ответственность за нарушение воздушного пространства. Штраф не останавливает любителей экстремальных развлечений, и они, заплатив его, вновь поднимаются в воздух, стремясь пощекотать нервы и себе, и другим. А остановить эти опасные игры может лишь уголовная ответственность вкупе с конфискацией самого летательного аппарата как «источника повышенной опасности» и дальнейшим запретом на возможность летать.
— Основная масса пилотов-любителей сверхмалых аппаратов вообще понятия не имеет о порядке использования воздушного пространства, продолжает рассказывать полковник запаса Юрий Фомин. — Если человек, получающий права шофера, имеет хотя бы элементарное представление о правилах дорожного движения, то «карлсоны» чаще всего не имеют ни малейшего понятия о том, где и на каких высотах можно летать, а где категорически запрещено подниматься в воздух. Происходит это потому, что практически все они самоучки, поскольку в регионе напрочь отсутствует какая-либо система подготовки таких пилотов. В существующих клубах по интересам учат лишь нажимать кнопки да передвигать рычажки на панели управления, но никак не правилам совершения полетов.
Подниматься в воздух на любом летательном аппарате, будь то легкий самолет или всего лишь дельтаплан, согласно федеральным правилам, принятым правительством России, можно лишь после получения соответствующего разрешения. Но «Карлсоны» не только о разрешениях понятия не имеют, но и о самих федеральных правилах. В результате они и болтаются в воздухе как цветок в проруби. С каждым годом их становится все больше, а профессиональная грамотность их не только не растет, но, пожалуй, даже снижается. К примеру, очень часто пилоты легких самолетов свои действия объясняют необходимостью срочного вылета, и потому, дескать, у них не было времени подавать заявку и ждать ее удовлетворения. Такие заявления как раз и говорят о том, что о существовании правил они и не подозревают, поскольку, согласно правилам, разрешение на полет можно получить в считанные часы…
В последние полтора десятка лет число различных легких и сверхлегких летательных аппаратов в регионе постоянно увеличивается. Сегодня в Самарской области их выпускают уже шесть различных фирм. А желающих заняться подобной деятельностью еще больше. Вызвано это все возрастающим спросом, который, в свою очередь, обусловлен двумя основными факторами. Во-первых, растет число людей, способных приобрести такие дорогостоящие игрушки. Во-вторых, постоянно растут потребности различных отраслей экономики в использовании летающей техники. К примеру, именно с воздуха проще всего наблюдать за пожарной безопасностью лесных угодий, за состоянием различных трубопроводов. С воздуха проще защищать от вредителей и сельхозугодья, и все те же лесные массивы.
— Малая авиация будет и дальше развиваться ускоренными темпами, поскольку это потребность времени. И проблема сейчас состоит в том, чтобы направить это развитие в цивилизованное русло, -рассказывает корреспонденту «РГ» руководитель Приволжского окружного территориального управления Росавиации Александр Малышев. — Не могу не согласиться с моим коллегой Юрием Фоминым в том, что многие пилоты сегодня очень далеки от этого русла. Но столь же далеки от него и многие государственные и иные структуры, которые должны этому способствовать, а на деле препятствуют. Если прежде человек, сам построивший какой-либо летательный аппарат, а сделать это, кстати, не так уж и сложно, мог сертифицировать его в соответствующем центре не слишком далеко от дома, то теперь это можно сделать только в Москве.
Подробнее читайте на страницах «Российской газеты» № 112 (4375) от 29.05.2007
*