В Москве открылась выставка Улая – одного из самых необычных и радикальных художников на мировой арт-сцене. Полная ретроспектива творчества этого мастера под названием «Светопредставление» напомнила о почти забытом жанре – о перфомансе. Она стала прощанием с романтизмом 1970–1980-х годов, когда художники реально пытались изменить общество.

Вечная борьба полов на выставке Улая.

Свои самые известные акции художник Улай (его полное имя Франк Уве Лейсипен) совершил вместе с подругой, не менее знаменитой художницей Мариной Абрамович. В экспозиции Центра современного искусства именно их совместные фильмы-перфомансы, где изучалось противостояние «мужского» и «женского», запоминаются прежде всего. Так, например, в течение 10 минут на экране показывается, как Улай и Абрамович сидят и методично лепят друг другу пощечины. В следующем эпизоде они с остервенением орут друг на друга – не кричат и не выкрикивают какие-то ругательства, а именно орут, широко раскрыв рты. Апофеозом этих сложных семейных отношений стал перфоманс, разыгранный в Китае: путешествие по Великой Китайской стене. В течение долгих дней они двигались друг к другу с разных концов Стены (он – со стороны пустыни Гоби, она – от Желтого моря), чтобы на секунду встретиться и снова разойтись.

Во всех жестких и беспощадных к себе акциях читалось одно послание, которое Улай сделал своим девизом: «Эстетика без этики – косметика». Если говорить просто, он доказывал, что роль художника – не украшательство, а изменение кодов поведения.

Весь материал читайте в газете «Новые Известия».

"Новые Известия"

***