Деятельность Сотбис в России началась еще в 1988 году с легендарного московского аукциона, который, по подсчетам аукционного дома, посетили 11 тыс. человек. Тогда заработана была немыслимая в той ситуации сумма – 3,5 млн. долл. Впрочем, в последующие годы русский отдел развивался медленно и, например, шесть лет назад занимал во внутреннем рейтинге Сотбис всего 20-е место.

Уильям Ф.Рупрехт и Энди Уорхол. Большое искусство – большие деньги.

Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

Последние же годы ознаменовались небывалым взлетом интереса к русскому искусству, обусловленным во многом стабилизацией экономической ситуации в России. Уильям Ф. Рупрехт, президент и генеральный директор Sotheby’s Global, особенно вспоминает знаменитую покупку собрания яиц Фаберже Виктором Вексельбергом для возвращения наследия на родину. С этого момента ведется отсчет новых взаимоотношений аукционного дома и российского антикварного рынка. По итогам же прошлого года оборот в области русского искусства составил более 150 млн. долл.

Очевидно, прибыльная область антикварного бизнеса вынуждала Сотбис искать различные пути и для расширения сферы деятельности. Два года назад в Москве появился официальный представитель Сотбис. Потом аукционный дом пробовал свои силы на разных выставочных площадках столицы, демонстрируя самые интересные произведения на предаукционных показах. Если внимательно взглянуть на карту международной работы британского аукционного гиганта, то станет очевидным, что Россия – почти единственная страна, которая при большом внимании к ее национальному искусству не имеет своего постоянного представительства или офиса.

И вот, наконец, свершилось долгожданное открытие дочерней компании Сотбис в Москве. Цель одна – развитие, развитие и еще раз развитие. Как утверждают организаторы, деятельность офиса будет преследовать не только бизнес-цели, но и способствовать обогащению российской культуры как в Центре, так и в регионах.

Лучшие вещи, которые привезли британцы, – замечательный неопримитивистский натюрморт Михаила Ларионова с иконой и картой России, костюм к неосуществленному спектаклю «Пери», исполненный Львом Бакстом, работа из знаковой серии «Кувшинки» Клода Моне, на протяжении последних 80 лет не покидавшая старую французскую коллекцию. Из современных произведений можно увидеть один из 14 масштабных автопортретов Френсиса Бэкона, задумчиво плавающего в лиловом пространстве, и огромный знак доллара на кроваво-красном фоне – творение Энди Уорхола.

Комментарии Уильяма Ф.Рупрехта, президента и генерального директора Sotheby’s Global, Марка Полтимора, куратора русского направления Сотбис, и Михаила Каменского, генерального директора «Сотбис России и СНГ» читайте на страницах «Независимой газеты».

"Независимая Газета"

***