Аккуратная гора ботинок перед входом в один из выставочных залов галереи Зураба Церетели. Композиция, напоминающая о том, что почти половина людей на земле всю жизнь ходит босиком, открывает выставку «Современное искусство Индии. Индия 25». Впервые в Москве представлены живопись, графика, скульптура и инсталляции современных индийских художников.

С чем ассоциируется эта южноазиатская страна у человека, никогда намеренно не занимавшегося ее изучением? Расписные ткани, звенящие пояса с зеркальцами и вышивкой, вереница миниатюрных слоников, украшения из полудрагоценных камней, дерева, камня, восточные благовония. На открывшейся в Москве выставке всего этого нет.

Современные идеи распространяются быстро. Новые формы и методы ставят под сомнение старые авторитеты, размываются границы, и вот уже индийские художники иронизируют в своих работах над киноплакатами Болливуда, американским поп-артом и «глянцевым» миром. Большая же часть экспозиции посвящена абстрактному искусству. Раскованное художественное творчество загадывает ребусы, не имеющие однозначного прочтения. Всплеск эмоций, энергии воплощается то в бесформенных цветовых сочетаниях, то в таинственных геометрических диаграммах. В основу многих работ легли заново переосмысленные древние янтры – изображения, используемые в практике медитации. Европейский модернизм, тантрические мотивы, архаические орнаменты древнего искусства – все смешалось в трех залах галереи Зураба Церетели.

Завершают выставку фото- и видеоинсталляции. Индийские художники, не чуждые компьютеризированной эстетики, демонстрируют различные способы образной репрезентации человеческого тела. Правда, постичь такое «техно»-искусство бывает иногда так же сложно, как разобраться с аппаратурой уровня Hi-Fi.

Выставка посвящена 60-летию установления дипломатических отношений между Россией и Индией.

"Независимая Газета"

*