На очередном заседании Коллегии администрации городского округа Самара обсуждался проект Закона Самарской области «О статусе города Самара – административного центра Самарской области». С докладом выступил заместитель Главы городского округа Самара, руководитель Департамента экономического развития Виктор Кудряшов.

За 2006 год общая сумма налоговых платежей, уплаченных предприятиями города в бюджеты всех уровней составила 84,2 млрд. руб. На сегодняшний день удельный вес налоговых доходов, собранных на территории Самары, в общем объеме налоговых доходов области составляет 71,5%. При этом, только 4,7 % (более 3,5 млрд. руб.) этих налоговых платежей остаются на территории города в виде местных налогов.

На сегодняшний день по уровню бюджетной обеспеченности Самара не является лидером среди городов Самарской области. В виде субвенций, инвестиций, налогов в бюджет городского округа попадает не более 10 коп. на каждый рубль налогов, которые платят организации Самары. С учетом безвозмездных перечислений уровень бюджетной обеспеченности по городскому округу составляет 8 465 руб. на душу населения. Для сравнения, по остальным муниципальным образованиям Самарской области этот показатель почти на 8% выше – 9 132 руб.

Проект Закона был разработан с целью подчеркнуть особое значение города Самары как исторически сложившегося административного, промышленного культурного, финансового, образовательного центра Самарской области.

Характерными особенностями Самары как областного центра являются:

— ежедневное присутствие в городе значительного количества приезжих. Это связано с наличием всех транспортных коммуникаций и развитой транспортной инфраструктурой (международный аэропорт, железнодорожные линии, речной порт, автомобильный транспорт), с визитами туристических и официальных организаций;

— высокая концентрация в городе некоммерческих организаций областного и федерального значения: учреждений образования и здравоохранения, органов управления, общественных и политических организаций, использующих муниципальное имущество на льготных условиях;

— географическое положение города, позволяющее выступать ядром в системе внутри региональных и межрегиональных связей.

В силу вышеназванных особенностей город несет дополнительные расходы, связанные с выполнением функций областного центра.

Проект Закона предполагает, что ежегодно до 1 августа городские власти будут предоставлять в Правительство области список мероприятий, связанных со статусом областного центра, на очередной финансовый год. Мероприятия будут направлены на сохранение исторически сложившегося облика города, благоустройство и содержание дорог, улиц, площадей, парков, скверов, фасадов зданий и развитие транспортной инфраструктуры. Правительство после согласования плана мероприятий определяет размер целевой субвенции городу, которая будет отражена отдельной строкой в областном бюджете. Минимальный размер субвенции, по мнению Виктора Кудряшова, должен составлять примерно 5% от суммы налогов и платежей самарских предприятий.

Необходимость присвоения Самаре официального статуса областного центра прокомментировал первый заместитель Главы городского округа Дмитрий Азаров:

— То, что Самара – столица региона – это хорошо. Но в связи с этим на территории городского округа располагаются и федеральные, и областные структуры. Это приводит к некоторой дополнительной нагрузке на бюджет города. На наш взгляд, справедливо и разумно, что она будет частично компенсироваться вышестоящими бюджетами. Эта практика существует на территории России. Она подтвердила свою необходимость и жизненность.

Это не первая попытка присвоения Самаре такого статуса. Я думаю, что мы в этот раз очень серьезно поработаем над обоснованием законопроекта и сумеем должным образом его представить на рассмотрение депутатов Губернской Думы.

Управление информации аналитики администрации городского округа Самара

*