Мало букв. Эксперты предлагают изменить стандарт регистрационных знаков для автомобилей
Лишить своих бывших подчиненных одного из источников нелегального дохода предложил вчера сенатор от Карелии Владимир Федоров, ранее возглавлявший государственную автоинспекцию. Видимо, помня о количестве ходатайств с просьбой выделить автомобильные регистрационные знаки определенной серии, поступавших к нему в аппарат в бытность руководителем ГИБДД, г-н Федоров считает возможным поставить процесс распределения «красивых» номеров на официальные коммерческие рельсы.
И направлять доходы от этого не в карманы руководителей МРЭО, а официально в казну. «Хочешь серию 777 — заплати и езди», — заявил г-н Федоров на пресс-конференции в РИА Новости, предложив правительству учесть «любовь наших автомобилистов к определенным сериям и комбинациям» и установить цены на особо популярные сочетания букв и цифр.
Сенатор сослался на опыт зарубежных стран, практикующих как торговлю регистрационными знаками с «красивыми» цифрами, так и продажу «именных» номеров. Мировой рекорд стоимости автомобильного номера пока принадлежит дорожной полиции Абу-Даби, где саудовский бизнесмен Талал Хури заплатил за знак всего с одной цифрой «5» более 5 млн евро, превысив предыдущее «достижение» в десять раз. Ранее рекордсменами по предприимчивости считались полисмены из английского Йоркшира, продавшие номер «М1» почти за полмиллиона евро.
Впрочем, в России вопрос о необходимости вводить новые подходы в распределении регистрационных знаков возник не столько от красивой жизни отдельных граждан, сколько из-за просчетов составителей ГОСТа, введенного в 1994 году и определившего, что комбинация на автомобильных номерах должна состоять из трех букв и трех цифр плюс код региона. Тогда никто не предполагал, что автопарк, как и количество операций по купле-продаже машин, предусматривающих перерегистрацию в ГИБДД и получение новых номеров, будут расти стремительными темпами и что заложенный резерв в ряде регионов исчерпает себя всего за 15 лет. В частности, по прогнозам специалистов, Москва, где количество машин увеличивается самыми быстрыми темпами, не сможет выдавать номера в их нынешнем виде уже к 2010 году.
Как рассказал вчера глава группы компаний «Знак» Валерий Пономарев, каждая последующая партия номеров с новым кодом, изготавливаемая его предприятием, заканчивается гораздо быстрее предыдущей. Хотя количество самих знаков остается неизменным — 1 млн 728 тыс. для каждого нового кода. Регистрационных знаков с кодом «77 RUS» хватило почти на пять лет, с кодом «99 RUS» — на три с половиной года, номера с кодом «97 RUS» выдавались в течение трех лет. Запущенная в Москве летом 2005 года новая серия с непривычным трехзначным кодом региона «177 RUS», по его словам, уже на исходе. «Последний код исчерпался всего за два года три месяца», — посетовал г-н Пономарев, предположив, что следующей серии хватит в лучшем случае на один год и восемь месяцев.
Пытаясь хоть как-то продлить жизнь нынешней партии регистрационных знаков, руководители ГИБДД уже разрешили автовладельцам переставлять свои номера со снимаемых с учета машин на вновь приобретенные автомобили. Однако эта операция на практике оказывается зачастую неосуществимой — регистрационные действия по снятию с учета и постановке на учет не всегда осуществляются одним и тем же МРЭО, пересылкой знаков инспекторы заниматься не хотят и к тому же порой просят от автомобилистов документально засвидетельствовать свое материальное положении, не позволяющее оплатить новый номер.
Именно в силу того, что схема сохранения старого номера пока не получила массового распространения, специалисты и ищут новые варианты решения знаковой проблемы. Сенатор Владимир Федоров понимает, что его предложение торговать «красивыми» номерами кардинально проблему тоже не решит, и потому параллельно вместе со специалистами выдвигает другую инициативу — создать рабочую группу для изучения возможности пересмотра старого ГОСТа. С тем, чтобы, сохранив общеевропейский стандарт размера государственного регистрационного знака, добавить на него еще одну букву. По оценкам экспертов, это существенно увеличит резерв роста российского автопарка. «Добавив всего одну букву в серию номера, можно будет увеличить количество знаков на 20 млн», — уверяет Валерий Пономарев.
***