Со дня на день в Москве появятся 45 новых участков для мировых судей. Таким образом, столичные парламентарии решили снизить нагрузку на этот орган юстиции. Дело в том, что россияне массово бросились к арбитрам защищать свои интересы.

В комнаты мировых судей едва помещаются символы государства.

Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН

Но загруженность – далеко не единственная проблема мировых судов. Эксперты утверждают, что за девять лет существования этих учреждений скопилось множество неразрешенных вопросов. Это и некомпетентность судей, и их зависимость от местной власти, и даже отсутствие нормальных помещений. В результате страдают истцы и ответчики.

Адвокаты утверждают, что теперь в суд стали обращаться не только неработающие пенсионеры, но и занятая молодежь. По данным Верховного суда, каждый год число исков, подаваемых россиянами, возрастает приметно на треть. Юристы утверждают, гражданскую активность подогревают не только телепрограммы, но и возможность решить дело по упрощенной системе, у мирового судьи.

Мировые арбитры, появившиеся в декабре 1998 года, были призваны разгрузить суды федерального масштаба. Однако за девять лет у «мировых» сформировалось множество проблем. На их долю упали административные и гражданские дела, взыскиваемая сумма которых не превышает 50 тыс. рублей, а также уголовные дела, срок наказания по которым не предусматривает лишения свободы больше трех лет. По замыслу законодателей, эта судебная инстанция должна быть максимально приближенной к населению и разбирать заявления в максимально короткий для судебной практики срок – не дольше месяца. Однако уложиться в это время удается не всегда. По статистике при средней нагрузке один судья рассматривает ежедневно по четыре дела. Больше всего разбирательств легло на плечи арбитров, участки которых расположены в центрах городов, где зарегистрировано множество организаций.

Эксперты утверждают, что несоблюдение сроков мировыми судьями – это лишь малая часть проблем этого органа юстиции. Главная – некомпетентность самих судей. Мировым по-хорошему необходимо быть едва ли не в три раза компетентнее своих коллег – знать и уголовное, и гражданское, и административное законодательства. Ведь, в отличие от федеральных судей, у них нет узкой специализации. А весь спектр юридических основ освоить достаточно трудно. Несмотря на то, что мировым судьей может стать только человек с пятилетним стажем в юриспруденции и сдавший экзамен, адвокаты убеждены, что профессионализм у этих служащих очень низкий.

В управлении по обеспечению деятельности мировых судей Москвы считают, что на компетентность влияет постоянная кадровая текучка. «Конечно, я согласна с тем, что нужно заслужить право быть судьей, – говорит «НИ» пресс-секретарь управления Татьяна Костанова. – К тому же мировой должен обладать и житейским опытом. Но, с другой стороны, где же им еще учиться? Кадры надо воспитывать. Нужно поднимать статус мирового судьи, равнять их на лучших работников. Но лучшие очень часто уходят на должность федеральных судей. Для этого им достаточно себя хорошо зарекомендовать на своей работе. Из-за постоянной текучки сейчас трудятся в Москве только 320 судей, хотя по плану должно быть на 64 человека больше».

Эксперты утверждают, что для решения всех проблем мировой юстиции необходимо поднимать престижность профессии и увеличивать число судебных участков.

Подробности в «Новых Известиях».

"Новые Известия"

***