Как своевременно в кромешной тьме обнаружить вооруженного террориста и, не дай Бог, не перепутать его с мирным гражданином? Как в сплошном потоке автомобилей на трассе выявить нарушителя скоростного режима и потом убедительно доказать это в суде? На эти и многие другие вопросы успешно отвечают ученые научно-производственного объединения «Спецтехника и связь» МВД России.

В таких очках можно ночью преследовать преступника, стрелять и водить автомобиль.

Фото: Валентина Кутергина

Не секрет, что многих жертв и материальных потерь во время различных операций против террористов и задержаний преступников можно было бы избежать, имей наши спецназовцы и даже обычные милиционеры более совершенную технику. Порой даже обидно, когда у пленного боевика изымают новейший оптический прицел, радиоаппаратуру или бинокль, о которых наши офицеры могли только мечтать. Кстати, именно участвующие в спецоперациях милиционеры подсказывают ученым, какие приборы и какого качества они хотели бы иметь. Более того, они же приносят в лаборатории и трофейные образцы — мол, сравнивайте и сделайте лучше. Такое сравнение очень важно: если стрелковое оружие совершенствуется или обновляется каждые пять лет, то своеобразный тюнинг для него — прицелы, подсветка, глушители и прочее — почти ежегодно. И каждые три года появляется новая аппаратура для спецслужб.

Такую гонку выдержит не каждая, пусть и развитая страна — нужны серьезные научные разработки. Конструкторы МВД создали почти полтора десятка уникальных оптических приборов. Впрочем, нельзя говорить, что они только лишь оптические — здесь и электроника, и инфракрасное излучение и много чего еще.

Например, многоканальная система видеонаблюдения «Орлан». Здесь используются два канала — телевизионный и тепловизионный, которые могут быть совмещены на дисплее в одном изображении. Оператор может ночью на большом экране увидеть в подробностях любой предмет — от неодушевленного до живого существа. Для него не будет секретом, что лежит в чемодане, он легко обнаружит под рубашкой человека «заточку» или пистолет. Фокус заключается в разнице температур — у каждого предмета свое, индивидуальное тепло. Самое главное, зрение «Орлана» простирается до 16 километров. Такая аппаратура получит широкое применение при охране особо важных государственных объектов, поиске преступников в труднодоступных районах. Кроме того, новой разработкой заинтересовались спасатели. Устанавливать аппаратуру можно как стационарно, так и на автомобилях и даже аэростатах.

Появилась целая серия ночных монокуляров и тепловизионных и панкратических прицелов для всех видов стрелкового оружия — пистолетов, автоматов, снайперских винтовок, гранатометов. Смысл этих разработок, как ни странно, в сокращении случайных жертв. С ними можно стрелять без подсветки в самую темную ночь и на любое расстояние, на которое летит пуля. И при этом четко понимать, в кого стреляешь — в вооруженного бандита. Видимость такая, что практически невозможно ошибиться и выстрелить в невиновного, случайно оказавшегося рядом человека. С этими приборами можно, как говорится, стрелять и из-за угла: если противник не дает своим огнем даже поднять голову, достаточно высунуть автомат из укрытия — на дисплее появится изображение, куда «смотрит» прицел. Наводи и стреляй. Такое же изображение видит и командир подразделения, так что каждый стрелок под контролем. Это опять же для того, чтобы не было трагических ошибок. А ночной монокуляр, который крепится и на шлеме, и просто на голове, позволяет не только преследовать в темноте преступника или вести бой, но и безопасно водить машину.

Придумали конструкторы и как облегчить работу сотрудникам ГИБДД. Они создали лазерный измеритель скорости и дальности. Этот прибор — не больше обычной книжки. Но зато может «увидеть» в автомобильном потоке машину, идущую с превышением скорости, определить расстояние до нее. Он тут же фиксирует нарушение, выясняет номер автомобиля и заносит в электронный банк данных. Все, не надо никаких инспекторов, не будет попыток договориться «по-хорошему» — железяка взятки не берет. А данные из ее базы гаишник не сотрет и не подделает. Аппаратуру можно устанавливать где угодно и как угодно: стационарно на трассе, в автомобиле, вертолете, просто держать в руках и время от времени «прицеливаться» в проезжающие машины.

"Российская газета"

***