Сегодня в министерстве промышленности и энергетики Самарской области под руководством министра Николая Всеволодовича Свешникова прошло совещание по вопросу производства автокомпонентов и развития интеграционных связей с зарубежными автопроизводителями. Тема тем актуальна, что на сегодняшний день автомобильный комплекс является одной из ключевых отраслей экономики Самарской области (удельный вес в объеме промышленного производства области составил 35,5% в 2006 году).

В своем вступительном слове Николай Свешников пояснил, что выбранную стратегию по ориентированию производственной деятельности машиностроительных и других предприятий на нужды автомобилестроения Правительство области осуществляет через «Мероприятия по развитию сотрудничества предприятий Самарской области с ОАО «АвтоВАЗ», первые из которых были утверждены в 1997 году. В результате этого число предприятий области, выполняющих заказы для ОАО «АвтоВАЗ», значительно возросло. В 1994 году было всего 4 поставщика, а в 2006 году более 300 предприятий поставили ВАЗу продукцию на сумму 82 млрд. рублей.

Однако, отметил министр, — «существует проблема качества поставляемой продукции и услуг. По оценке ВАЗа, среди сертифицированных поставщиков доля ненадежных составляет 15%, а четверть сертифицированных поставщиков допускают поставку некачественных автокомпонентов».

Сегодня ОАО «АвтоВАЗ», улучшая систему качества, выстраивает достаточно жесткие договорные отношения с предприятиями смежниками. Сертифицируя свои основные производства, автозавод требует того же и от поставщиков. Тем самым стимулирует предприятия в направлении внедрения новых технологий, инноваций в сфере производства и управления.

По оценкам экспертов, объем продажи автотранспорта каждый год возрастает на 20%, в 2006 г. он достиг более 2 млн. единиц и к 2010 году российский автомобильный рынок может по размерам занять второе место в Европе после Германии.

В результате того, что ведущие международные автомобилестроительные фирмы сейчас разворачивают свои производственные мощности в России, постоянно наращивая объемы продаж своих автомобилей, на отечественный рынок приходят зарубежные поставщики компонентов, такие как Stadco, Bosch, Matthey, Magna и много других компаний. В связи этим увеличивается конкуренция с иностранными компаниями производителями автокомпонентов. Заключение контракта ОАО «АвтоВАЗ» и Магна по производству автомобилей класса «С» на условиях, что Магна будет заниматься подбором производителей автокомпонентов еще более увеличит данную конкуренцию для производителей автокомпонентов Самарской области.

В этих условиях в результате настойчивых обращений профильного министерства, Губернатора области К.А.Титова, поддержанных автопроизводителями, в конце прошлого года было принято дополнение к постановлению правительства №166, позволяющее производителям автокомпонентов, пользуясь режимом «промышленной сборки», получить таможенные льготы на ввозимые из-за рубежа комплектующие. Кроме того, также под напором отечественных машиностроителей, Правительством РФ установлен перечень технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России, для беспошлинного ввоза в страну.

И, наконец, на заседании Госсовета в Волгограде Президент РФ В.В.Путин дал поручение Правительству РФ предусмотреть в бюджете средства на субсидирование процентных ставок по кредитам, привлекаемым на техническое перевооружение и модернизацию промышленного производства.

Николай Свешников: «В нашей области наряду с действующим законодательством о государственной поддержке инвестиционных и инновационных проектов для прямой финансовой помощи созданы 2 областных фонда: инвестиционно-инновационный и венчурный, через которые можно на конкурсной основе получить финансовую поддержку из областного бюджета при реализации новых проектов. В настоящее время на конкурсной основе министерство организует разработку методики внедрения и сертификации систем управления качеством для распространения и использования имеющегося опыта на машиностроительных предприятиях области, планируется развивать областные конкурсы на премию качества, применять другие стимулирующие меры».

Все это, отметил министр, создает благоприятные условия для промышленно-технологической модернизации, создания новых производств, в том числе с участием зарубежных партнеров для достижения конкурентоспособности на рынке автокомпонентов.

Департамент информационной политики и взаимодействия с институтами гражданского общества аппарата Правительства Самарской области

*