Командир экипажа восьмой экспедиции на МКС Майкл Фоэл и бортинженер Александр Калери проверили новые российские скафандры, в которых их сменщикам предстоит выйти в открытый космос. Об этом РИА «Новости» в понедельник рассказал координатор НАСА по связям с общественностью в РФ Сергей Пузанов.

«Проведена проверка новых российских скафандров «Орлан-М», ранее доставленных на МКС рейсом грузового корабля «Прогресс», — сообщил он, добавив, что Фоэл и Калери не «входили» в скафандры, а просто подсоединили их ко всем необходимым системам.

Проверить «Орланов» на деле предстоит уже следующему экипажу — россиянину Геннадию Падалке и его напарнику, американцу Эдварду Майклу Финку. Их старт на МКС вместе с европейским астронавтом десятидневной экспедиции посещения, голландцем Андре Кауперсом, запланирован на 19 апреля.

В программе полета девятой экспедиции на МКС значатся два выхода в открытый космос, в июле и августе 2004 года соответственно. В ходе первого на служебном модуле будет установлен отражатель для нового европейского грузового корабля «Жюль Верн» ли «ATV». Во время второго космонавты заменят отслуживших свой срок панели на функционально-грузовом блоке, а также активизируют ряд служебных систем.

Все эти работы должны были выполнить еще Майкл Фоэл и Александр Калери. Однако во время их единственного выхода в открытый космос 27 февраля у Калери стал перегреваться скафандр, в связи с чем время работы экипажа за бортом было сильно сокращено. Такое решение принял руководитель полета российского сегмента МКС Владимир Соловьев по соображениям безопасности.

Российский скафандр «Орлан-М» 2000 года выпуска, ресурс которого подходил к концу, перегрелся после трех часов работы в открытом космосе. «Жарковато что-то стало», — сообщил тогда Калери в ходе разговора с Соловьевым. «Похоже, сублиматор у тебя окончательно накрылся, так у нас по телеметрии получается», — ответил Соловьев, после чего приказал возвращаться обратно.

Причина неполадок выяснилась практически сразу — скафандр перегрелся из-за пережатия трубки системы охлаждения.

«Когда я ее распрямил, то сразу пошло охлаждение», — сказал Калери в ходе переговоров с техническими специалистами ЦУП после возвращения на МКС.

Между тем, возможность заводского брака эксперты исключают. «В этих скафандрах уже выходили, и все было нормально», — сказал Соловьев, отвечая на вопрос РИА «Новости». «Самим же космонавтам было бы трудно пережать трубку охлаждения, так как она очень толстая», — добавил он. Ресурс российских скафандров «Орлан-М» рассчитан на 12 выходов в открытый космос.

Ранее скафандры «Орлан» использовались для внекорабельных работ еще на российской станции «Мир». Скафандр «Орлан-М» — модификация серии «Орлан.

По конструкции российский скафандр является полужестким. Корпус и шлем выполнены в виде единой металлической конструкции — кирасы, а оболочки рук и ног изготовлены из мягких материалов.

Скафандр «Орлан-М» не надевают, а «входят» в него сзади, через люк в кирасе. В его наспинной части размещена автономная система обеспечения жизнедеятельности, которая одновременно служит герметичной крышкой входного люка. Конструкцией предусмотрена возможность замены сменных элементов и агрегатов систем скафандра, а также дозаправки водой системы терморегулирования.

Впервые выход в скафандрах «Орлан-М» был осуществлен 29 апреля 1997 года станции «Мир» экипажем в составе командира Василия Циблиева и бортинженером Джерри Линенджером.

РИА "Новости"

*