На сцене Пермского театра имени Чайковского нет ни небоскребов, ни звездного флага, никаких узнаваемых американских примет. Только танец и музыка, виртуозность и юмор Джерома Роббинса, «второго» хореографа New York City Ballet, составившего его славу вместе с Джорджем Баланчиным.

В последние годы пермяки целенаправленно осваивают территорию, освещенную огнями Нью-Йорка: теперь к романтической неоклассике Баланчина они добавили комедийность Роббинса. У Пермского театра оперы и балета ныне свое лицо. Если появляются в репертуаре балеты Баланчина, то свои, не идущие к тому времени ни в одной нашей труппе («Фортепианный концерт №2» отмечен «Золотой маской»). Если задумывается вечер балетов Роббинса, то театр оказывается единственным исполнителем сочинений этого хореографа в России. (В Мариинке шла сюита дуэтов «В ночи», а в Большом — «Послеполуденный отдых фавна»; ни того ни другого сейчас нет в репертуаре.) Пермский театр оказывается родственником New York City Ballet, где рядом с шедеврами одного гения идут спектакли другого.

Пермский фестиваль называется длинно: «III Дягилевские сезоны: Пермь—Петербург—Париж» (Дягилев, как известно, в Перми родился). К перечню городов теперь стоит добавить Нью-Йорк (хотя знаменитый антрепренер за океаном никогда не был, боялся пароходов). Прямо-таки в нью-йоркском ритме спланированы дни девятидневного марафона: от юбилейной выставки «Век Баланчина» из Петербурга до авторского концерта петербургского композитора Леонида Десятникова; от презентации французской программы танцфильмов Доминика Делуша до выставки к 100-летию создания «Умирающего лебедя» из коллекции парижской синематеки танца. Хотите увидеть вживую, не на DVD хореографию Роббинса — вам не за океан, а поближе — в Пермь. Отныне пермский театр и его ироничный актерский ансамбль выходят в балетные лидеры.

Подробности во «Времени Новостей».

"Время Новостей"

***