В поисках зрителя. Российские мультики не пользуются популярностью
В минувшие выходные в Москве прошел фестиваль «Наша анимация», показавший зрителю достижения отечественной мультипликации за последние годы. На удивление организаторов фестиваля, современные зрители мало интересуются анимацией, хотя посмотреть было на что.
Пока аниматоры прячут своих героев от дождя, публика прячется от самих аниматоров.
Фото: КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ДОЖДЬ СВЕРХУ ВНИЗ» |
Еще пару лет назад редкий репортаж с анимационных фестивалей обходился без сетований на то, что прекрасные авторские короткометражки абсолютно недоступны для столичного зрителя. В последний год авторская анимация, как наша, так и зарубежная, интенсивно показывается в столице, однако зрительский интерес к жанру все еще недостаточно велик для того, чтобы оправдывать организацию подобных – весьма хлопотных – мероприятий.
Между тем фестивальная программа стоила того, чтобы на нее взглянуть. В отличие от прошлогодней «Нашей анимации», которая близко к тексту воспроизводила престижный суздальский смотр 2006 года, на этот раз фестиваль собрал действительно лучшее, причем не только за минувший год, но практически за весь постсоветский период.
Современным фильмам было посвящено всего две программы, в которые, к сожалению, не вошли главные хиты сезона – «Моя любовь» Александра Петрова и «Любовная история – уборная история» Константина Бронзита. Эти две картины уже успешно начали свои международные фестивальные «гастроли» и в середине июня будут представлять Россию на самом престижном мировом смотре в городе Аннеси. В обоих случаях показу фильмов препятствовали правообладатели, не давшие «добро» на демонстрацию (при этом Первый канал уже почти год, как собака на сене, не дает хода «Моей любви» Петрова, начиная с сентября 2006 года месяц за месяцем откладывая официальную премьеру).
Разочарование от отсутствия этих картин смягчила премьера нового фильма Ивана Максимова «Дождь сверху вниз». Как всегда музыкальный, изящный, смешной и неповторимый по художественной манере, новый фильм Максимова – это своего рода продолжение «Ветра вдоль берега». Если в той короткометражке трехлетней давности странные обитатели максимовского мира страдали от сильных порывов ветра, то теперь на их несчастные головы обрушивается страшный ливень, который под музыку Баха создает немало проблем забавным чубрикам и славной Девоньке – сквозному персонажу нескольких максимовских фильмов.
Дебютный фильм екатеринбургского аниматора Зои Киреевой «Девочка Дура» хоть и не собрал пока никаких призов, однако получил уже очень серьезное признание. Илья Панкратов в «Детстве Королева» продемонстрировал, насколько креативной, занимательной и стильной может быть столь нелюбимая всеми кукольная анимация. Обращает на себя внимание и новый фильм Юлии Ароновой – очень взрослая и выразительная работа «Мать и музыка», поставленная по прозе Цветаевой: маленькая поэтесса, вынужденная разучивать фортепианные пассажи, улетает мечтами в мир поэзии, где играет в догонялки с ожившим памятником Пушкину.
Что до легендарных наших аниматоров, их работы в общие ретроспективные показы не вошли, так что имя юбиляра Федора Хитрука прозвучало только на сеансе документального кино, Татарский поминался исключительно в связи с проектом «Гора самоцветов», а Юрий Норштейн вообще остался за скобками. Зато отдельная программа была посвящена самому необычному нашему режиссеру – Андрею Хржановскому. Абсолютно культовая фигура на Западе, у нас Хржановский известен лишь поклонникам экспериментального кино. На прошедшем в рамках фестиваля творческом вечере Андрей Юрьевич показал сюрреалистические фильмы «Жил-был Козявин», «Стеклянная гармоника» и другие. К сожалению, несмотря на редкость фильмов, которые либо не выходили у нас вообще, либо выходили минимальными тиражами, показ Хржановского тоже не привлек активного зрительского внимания: зал был заполнен процентов на десять.
***