Крим-инфо (№ 110). О задержании главаря "волговской группировки" (часть 3)
На днях объявлено о задержании в Москве одного из самых дерзких тольяттинских преступников – Владимир Пчелина, объявленного в розыск уже более пяти лет назад. Говорят, жил он почти легально, имел жену и ребенка, которые о его другой жизни не имели представления. Сейчас он содержится в Рязани, где его пытаются допросить по нашумевшему делу «слоновских», практически все члены группировки отбывают большие сроки. С ними непосредственно связана деятельность «волговской» группировки, члены которой два года назад получили большие сроки в Самаре.
Сегодня есть повод вспомнить несколько ярких личностей, чьи судьбы пересеклись, оборвались или сломались из-за интересов ОПГ, в том числе и Пчелина, по сути возглавлявшего в последние годы остатки банды.
История третья
Владимир Кабарь родился, вырос, учился и женился в Таджикистане, ставшем для его родителей-геологов второй родиной. Неудивительно, что сын пошел в отца, бравшего мальчишку с собой в горы каждое лето. Володя закончил горный институт, работал в геологических партиях, все в том же Таджикистане. Тамошние горы знает как немногие местные жители. Особенно по части полезных ископаемых, которыми вдруг, на переломе 80-90-ых годов, кто-либо перестал интересоваться. Выражалось это прежде всего в прекращении финансирования. Так зрелый, спортивный мужчина, едва переваливший возраст Христа, остался без работы. Что это означает для русского в национальной республике – объяснять, думаю, не надо.
Понять это состояние может только человек, сам оказывающийся за бортом жизни. Причем – ни за что, как говорится. Что-то в верхах напартачили, напридумывали, кто-то поимел выгоду. А расплачивались такие, как Кабарь…Года два-три он перебивался случайными заработками. Осложнились отношения в семье. Жене было легче – она имела родственные связи с коренной национальностью… Смотрела на мужа с жалостью, все более отдаляясь и замыкаясь, вместе с ребенком. И тут Кабарь оказался востребованным. Когда в Таджикистане вспыхнули боевые действия. Владимир взял оружие уверенно: еще в армии отлично стрелял, да и в горы геологи без стволов не ходили. Был верен: что-то удастся изменить, вернуть, наладить…В итоге жена и поддерживающий ее клан отказались от Кабаря окончательно. Да и сам он понял, что воюет далеко не за счастье народное. Имея голову на плечах разобраться в хитросплетенях политики не так уж и трудно. У Кабаря голова была.
После долгих часов общения с ним бывший начальник угро Центрального РУВД пришел к выводу, что, попади он на службу в милицию, из него вышел бы первоклассный оперативник: «Умен, аналитический ум, хороший психолог – нарисовал нам психологические портреты многих интересующих следствие людей, вообще приятный в общении человек. Настоящий мужик». Услышать такой отзыв о бандите от сыщика – дорогого стоит.
***
В результате жизненных катаклизмов Кабарь оказался в Тольятти, махнув, как и большинство русских, в Россию, и бросил якорь в городе, где, по его представлению, шансов найти работу было больше. Таким образом Волгу он увидел в 38-летнем возрасте. Рассчитал правильно: быстро нашел работу в частном охранном предприятии, получил койку в общежитии.
Последние годы он жил с женщиной, в ее квартире. О таких чувствах, той нежности и любви, какими окружила его Наталья, Кабарь не мог и мечтать. Он уже подумывал об усыновлении ее ребенка, готов был ради нее на все. Душа его отогревалась, оттаивала, а он, сам еще до конца не веря, все больше увязал в страшном болоте. Милая, добра, чуткая Наташка и не подозревала, какой ценой давались любимому небольшие премии, приносящие в их дом праздник. Зарабатывал Володя немного – 2-4 тысячи, но иногда приносил плюс к этому еще пять. Забегая вперед, уточним – столько ему платили заказчики за устранение очередного неугодного человека.
Заказчики приглядели Кабаря в спортзале, поддерживал свою форму Владимир постоянно, владел многими приемами разных единоборств, в физической выносливости не уступал молодым спортсменам, что не раз доказывал в дружеских пари. В бандитской среде есть веками опробированные методы, как завлечь, сделать зависимым нужного человека. Кабаря заманивали именно так. Сначала мелкие, не опасные, но хорошо оплачиваемые услуги, потом деньги и техника в долг, (которая, однако, исчезает) потом необходимость возврата долга…Именно поэтому Кабарь вынужден соглашался на мизерную оплату мокрых дел.
По крайней мере сыщики в его рассказ верят. Однажды их начальник зашел во время обеда в кабинет, где опера говорили с Владимиром, и ужаснулся. Не тому, что они, как обычно, перебиваются бутербродами с колбасой, и не тому, что Кабарь жует наравне с ними. Посреди стола лежал огромный нож…Начальник прервал действо и сделал подчиненным выволочку: я понимаю, что вы ему полностью доверяете, но ведь он – убийца, киллер, нельзя же так! А если ему придет в голову сделать харакири?
…Наталья ничего не почувствовала и в последний раз, пересказывая мужу подробности происшествия, потрясшего горожан. Мол, слышал, на АЗС, что на Обводной дороге, расстреляли две машины? Куча убитых и погибла ни в чем не повинная женщина? Ужас какой, вот так, живешь-живешь, и от случайной пули в мирное время…Владимир ничего не ответил. А вскоре уехал в командировку, сказал, надолго. А еще через несколько дней к ней пришли из милиции. Опера помнят переполненные болью глаза женщины: » Вова…Убийца?!». На АЗС от пуль погибли три человека, стоящие на оперативном учете как телохранители вора в законе Радика Шафигуллина ( кличка Татарин), и женщина, мать двоих детей Людмила Сафонова, еще двое охранников вора получили ранения. Сам Радик, истекая кровью, остановил попутку и обратился в больницу, где ему сумели спасти жизнь.
После этого нашумевшего преступления, случившегося 25 января 2001 года, милиция быстро вышла на след стрелявших. Использовали наработанный месяцем раньше метод, когда расследовали убийство пятерых человек в гостинице «Ставрополь», прогремевшее на всю Россию. АЗС относилась к тому же Центральному району Тольятти, что и «Ставрополь», работали одни и те же сыщики. Подробности расписывать не буду, это не в интересах оперативников. Скажу только, что работа велась действительно во всех направлениях, а сотрудники угро глубоко проникли в преступную среду. Трое из них, чей вклад бесценен, представлены к правительственным наградам. Потому на исполнителей и даже заказчиков вышли быстро, отчего те (утечки избежать не удалось) ударились в бега.
***
Радик, самый молодой в России коронованный вор, появился в Тольятти полтора года назад, как очередной ставленник московских воров. Цели не скрывал: добиться полного подчинения местных группировок. Привез с собой из Набережных Челнов около десятка совершенно отмороженных уголовников, выполнявших силовые операции. Фирменным почерком Татарина стало устранение строптивых коммерсантов вдали от Тольятти, куда они выезжали в командировку или на отдых. Скажем, в Нижнем или в Сочи. На компромиссы вор не шел. И криминал понял, что при Татарине не избежать передела сфер влияния. Для начала сдали вора органам. Однако он быстро вышел на свободу, получив срок лишь за незаконное ношение оружия. На свободе Шафигуллин взялся за дело с утроенной энергией. Так вышло, что больше всего он ущемлял интересы чеченской группировки, до недавнего времени пытавшейся в Тольятти в громкие разборки не ввязываться. Они тихой сапой подмяли под себя «наследство» некогда крупнейшей в городе ОПГ Рузляева и загребали остатки фирм, некогда контролировавшиеся ОПГ Купеева-Юхненко.(О расстреле в офисе афганцев юхненковской элиты, сразу шестерых, «КХ» рассказывала три года назад. Их расстреляли киллеры в форме омоновцев).
Российские главари преступного мира уже не раз ломали зубы на специфике Тольятти. Яблочко, Гиви-Колыма, Дудука расстреляны, Якутенок и Сибиряк просто уехали, отчаявшись, а здравствующие Калужский и Лохматый перешли, по сути, на сторону братвы. Радика привечал и привез в город местный авторитет Кот ( Юрий Котов), демонстративно, как полагают, расстрелянный в собственном дворе вскоре после появления Татарина. Полегли практически все привезенные вором отморозки…Покушались на него не раз, но лишь расстрел на АЗС получил большой резонанс.
Оперативники узнали, что исполнители скрываются в Москве, по запросу из Тольятти их блестяще, врасплох и без шума, задержал московский угрозыск. Напарником 47-летнего Кабаря был 22-летний тольяттинец Игорь Мазанов, яркий представитель совершенно новой формации криминала. Всю свою жизнь он мечтал только об одном – стать киллером. Боготворил старшего брата, погибшего в бандитских разборках. Не пил, не курил, качался в спортзале, Кабарь как раз его «натаскивал». На следствии Игорь вел себя согласно тюремным понятиям, на контакт не шел, хамил и т.п.
После ареста Кабаря и Мазанова заказчики вздрогнули. Для них спокойнее было бы видеть киллеров мертвыми. Потому следственные действия с выездом на места преступлений проводились в глубочайшей тайне, ночью или ранним утром. Оперативники располагают информацией, что бандиты готовились расстрелять во время выездов всех – и подозреваемых, и сопровождающих!
А выезжать, дабы запечатлеть все на месте, приходилось много раз. Именно эти киллеры расстреляли еще раньше в местном аэропорту Курумоч две машины. Целились в предпринимателя, в прошлом афганца Белянкина, которому удалось уехать, пострадали два его телохранителя. Белянкин оставался к тому времени единственным из истребленных купеевских, к нему перешло владение тольяттинской нефтяной фирмой «Юлс». Выжившие после бойни в офисе афганцев его друзья Абрамкин и Столяров долго скрывались, а потом бесследно исчезли в течение одной недели. Белянкин возглавлял фонд помощи ветеранам войны в Афганистане и последние годы весьма успешно помогал освобождению пленных земляков из Чечни. Через некоторое время и он также пропал без вести. Но эксгумации этих трупов еще впереди – сегодня у милиции есть веские основания предполагать раскрытие этих преступлений. (Как и громкого расстрела самарского авторитета Беркута, погибшего вместе с друзьями на переезде от киллеров, изображающих путевых обходчиков. Беркут вел дела с Купеевым, Юхненко и погиб, возвращаясь с их поминок).
К расследованию имеет отношение и убийство некоего Ташкента (Сергея Комарова), одного из свидетелей по расстрелу на АЗС, он, вероятно, являлся посредником между Шафигуллиным и купеевскими. Шафигуллин предупреждению бригадира чеченской ОПГ Ибрагима Бахаева(Ибрашки), судя по всему, не внял. И тогда, через несколько часов, заговорили автоматы на АЗС, а потом убили Ташкента.
Всего Кабарю и Мазанову вменено пять покушений. В Москве задерживались и подозреваемые в заказе этих расстрелов. Это Ибрашка, предъявивший, к слову, удостоверение помощника депутата ГосДумы от Чечни Аслаханова, это братья Ахмадовы, по оперативным учетам проходящие как лидеры чеченской ОПГ в Тольятти. Киллеры, получалось, пребывали в их охране. И убивали в интересах этой ОПГ.Однако через месяц Ахмадовых и Ибрашку пришлось отпустить, на защиту их были брошены невиданные силы адвокатов, все сливки, целая бригада! Отличные адвокаты и у оказавшихся на скамье киллеров.
Шафигуллина среди пострадавших, понятное дело, не замечено. А вот убитый горем муж и дети случайно погибшей женщины приходили на суд посмотреть в глаза убийцам. Приходила в зал и любимая женщина Владимира, с потухшими глазами и застывшей скорбью, ее Кабарь тоже по своему убил.
* * *
Название «волговская» ОПГ получила от гостиницы «Волга», где располагался штаб группировки.
В том же судебном процессе исследовались обстоятельства убийства оперуполномоченного тольяттинского уголовного розыска Петра Логинова. Он мешал бандитам, дотошно копаясь в деле по убийству Пелагеи Земцовой. Ее зарезали в прихожей собственной квартиры, она была матерью убитого обвиняемыми «волговского» лидера Ерина. Ерин закупал для ОПГ оружие, боеприпасы, имел акции в некоторых фирмах. После его гибели старушка стремилась сохранить бизнес для внука, за то поплатилась жизнью. .
Бизнесмена Солдатова убили в 1996-ом за то, что не хотел делиться. Следующей жертвой был директор тольяттинской ассоциации дилеров АО «АвтоВАЗ» Яркин – он прикрывался принадлежностью к противоположной группировке и отказывался от предложений «волговских». В 1999-и расстреляли предпринимателя Дряхлова — решил выйти из состава ОПГ, за это же в следующем году убили бизнесмена Рузанова. В том же году расстреляли отказавшихся делиться своим бизнесом с ОПГ директора завода «Электрон» Тюнина и директора ООО «Долас» Долгих, с ним вместе пострадали охранник и водитель. Директора местной телекомпании » Лада ТВ» Сергея Иванова убили не за журналистику – он имел частный бизнес, торговал запчастями и не хотел делиться…
Суд изучал материалы дела, собранные в 50 томах, год и три месяца. Десяти обвиняемым вменено 16 убийств и покушений. Чтение приговора заняло пять дней. Бандиты выслушали вердикт суда спокойно, а вот их родственники плакали навзрыд, обвиняя во всем местных журналистов, мол, те сделали в статьях из домашних мальчиков извергов, а суд пошел на поводу. Одна мамаша пыталась даже разбить камеру телеоператору. Судья Самарского облсуда Сергей Микшевич приговорил участников банды Гаранина, Иванова, Сидоренко и Булаева к пожизненному заключению, Вагин получил 25 лет строгого режима, Измайлов – 10, Попов – 4 года ( учтена инвалидность), Сидоренко – 3, Султанов ( бывший работник ГАИ, снабжавший киллеров оружием) – 2 года. По данным следствия Белянкина, одного из непосредственных исполнителей убийства Огородникова, нет в живых, в бегах находятся «финансист» группировки Плесаков и один из лидеров ОПГ Совков
В Тольяттинском УВД констатировали, что после ареста группировки количество заказных убийств и покушений в городе уменьшилось в три раза…
Людмила БОРОДИНА,
специально для изданий Медиа Группы «ВАШ ВЫБОР»
*