В конце минувшей недели в Самаре в санатории «Волжский утес» прошел саммит Россия–ЕС. Участники мероприятия прибыли через международный аэропорт «Курумоч». Высоких гостей, как и положено, приняли на самом высоком уровне. Прилетающим иностранным самолетам с опытными экипажами предоставили лучшую взлетно-посадочную полосу, литерные борта обслуживали лучшие диспетчерские смены.

Регулярные авиакатастрофы отпугивают жителей от полетов на внутрироссийских рейсах.

Фото Владимира Сварцевича (НГ-фото)

Таким образом, предпосылки к каким бы то ни было летным происшествиям были практически исключены. Между тем в день саммита исполнилось ровно два месяца с того дня, как в том же «Курумоче» произошла авиакатастрофа с выполнявшим внутренний рейс российским самолетом Ту-134А. В результате трагедии погибли 6 человек, ранены 29 пассажиров и членов экипажа. Человеческий фактор тянет к земле На расследование ЧП в «Курумоче» государственная комиссия взяла четыре месяца, и результаты ее работы еще не опубликованы. Но в Самаре почти никто не сомневается, что основной причиной происшествия вновь будет назван пресловутый человеческий фактор, а главным виновником признаны экипаж и командир воздушного судна. Так же, как и в большинстве предыдущих происшествий на воздушном транспорте за последние 12 месяцев. По информации Межгосударственного авиационного комитета, в 2006 году в пяти авиакатастрофах в гражданской авиации России погибли 308 человек – больше, чем за предыдущие 10 лет. При этом за неполный календарный год самарская авиакатастрофа стала третьей на регулярных пассажирских воздушных линиях после происшествия с аэробусом А-310 авиакомпании «Сибирь» в Иркутске и гибелью Ту-154 авиакомпании «Пулково» под Донецком. И первая реакция на нее со стороны Росавианадзора была традиционной: авиакомпания UTair сразу после аварии в «Курумоче» получила предупреждение от Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, проводившей проверку в связи с катастрофой. Выявлены нарушения в организации летной работы и введены ограничения в выполнении полетов. Командирам воздушных судов типа Ту-134, имеющим недостаточный опыт, запрещено выполнять полеты при высоте нижней границы облаков менее 80 метров и видимости на взлетно-посадочной полосе менее 1000 метров. (Для сравнения: командир и экипаж разбившегося в «Курумоче» самолета Ту-134А имели минимум 60 и максимум 550 метров.) Самолеты вольностей не прощают Председатель экспертной комиссии Государственной Думы РФ по вопросам авиации и авиационной промышленности, депутат Госдумы Александр Белоусов подтвердил «НГ», что в России сегодня ощущается настоящий кадровый голод в сфере авиации и авиастроения, а проблемы с квалифицированным персоналом не только тормозят, но и могут остановить развитие отечественной гражданской авиации. Сегодня средний возраст летчиков приближается к 49 годам, а 24% летного состава старше 50 лет. И если все российские учебные заведения гражданского воздушного флота выпускают в год около 200 пилотов (объем их летной подготовки составляет вместо минимума в 150 часов лишь 60–80 часов), то с летной работы за это время списывают около 400 человек. Кроме того, много опытных российских летчиков уезжает работать в страны Азии и Африки. … После катастрофы самолета Ту-154 в 2001 году в Иркутске руководитель бывшей Государственной службы гражданской авиации Минтранса (ГСГА) Александр Нерадько объявлял, что его ведомство приступило к разработке новых методических рекомендаций. С того времени прошло почти шесть лет. После странных «реформ» на гражданском воздушном флоте, которые в Самаре приписывают ушедшему в полпреды президента РФ в Южном федеральном округе Дмитрию Козаку, не стало бывшей ГСГА, а Нерадько возглавил другую государственную структуру – Федеральную аэронавигационную службу. И вот вместо воссоздания единой государственной структуры, которая бы заменила разрушенную в ходе реформ систему управления подготовкой авиационных кадров ГВФ и обеспечения безопасности полетов, уже новому федеральному чиновнику после серии авиакатастроф предстоит обещать премьеру, президенту и общественности разработать еще более новые методические указания. Комментарии к расследованию авиакатастрофы в Самаре читайте на страницах «Независимой Газеты».

"Независимая Газета"

***