Волга: на европейском берегу
В Самарской области закончил свою работу 19-й саммит Россия — ЕС. Не предвещавший прорывов по ключевым и проблемным вопросам, завершился он взаимными уроками демократии.
Россия и Европа все-таки приходят к согласию. Фото: Константин Завражин |
Очередную встречу руководства России в лице президента Владимира Путина и Евросоюза в лице канцлера Германии Ангелы Меркель и председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу заранее окрестили чуть ли не «провальной». Причина тому одна — стороны никак не могут приступить к переговорам по новому Соглашению о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Важный с точки зрения дальнейшего сотрудничества вопрос в отношениях России и Евросоюза держит в тисках вето, наложенное Польшей. А текущие вопросы и перспективные темы как-то отошли на второй план — особенно для журналистов.
Руководство России и Евросоюза впадать в уныние не стало и провело нормальный полноценный саммит по полной программе. И после его окончания Владимир Путин и Ангела Меркель в один голос попросили прессу не называть встречу провальной — поскольку это не так.
Началась работа еще накануне в ресторане русской кухни «Бурлацкий приют», где Путин, Меркель и Баррозу могли спокойно пообщаться за неформальным обедом. Этим временем они воспользовались для того, чтобы предметно обсудить многие вопросы, в том числе выходящие за рамки сугубо двусторонних контактов.
Особенно детально была рассмотрена проблема Косова. Было подчеркнуто, что подобный случай для мировой практики может все-таки быть прецедентным — в связи с этим отдельно упоминалась ситуация вокруг Абхазии.
Также стороны подчеркнули крайнюю необходимость нового СПС и отметили, что отношения России и ЕС не должны становиться заложниками интересов новых членов Евросоюза. Канцлер Германии со своей стороны подтвердила, что до окончания председательства ее страны в Евросоюзе она предпримет все усилия для разблокирования переговоров по новому соглашению.
После всех переговоров Владимир Путин еще раз попытался развеять миф об «отсутствии содержания» у прошедшего саммита. Он отметил, что подобное мероприятие играет ключевую роль для принятия стратегических, перспективных решений. Кроме того, хорошими темпами развивается экономическое взаимодействие. В торговых отношениях с ЕС Россия уверенно занимает третье место.
Скоро должны вступить в силу некоторые из ранее подписанных документов. Так, с 1 июня начнет работать соглашение об облегчении визового режима, за которым не исключена и полная отмена виз. Во всяком случае, Москва от этой идеи не отказывается и активно ее продвигает.
Самым сложным все-таки оказался запрос нового СПС. «Но мы не драматизируем ситуацию, понимая, что, прежде чем преступить к переговорам, ЕС должен решить внутренние противоречия», — заявил Путин. Как ни пытался Баррозу повернуть вопрос в рамки сугубо российско-польских отношений, Ангела Меркель согласилась с президентом России, отметив, что ситуация с польским мясом касается прежде всего Европы. В отличие от прочих с этим путинским замечанием федеральный канцлер Германии согласилась. А вот некоторые другие его тезисы без внимания не оставила.
В этот же день в Самаре должен был состояться санкционированный «Марш несогласных». Поговаривали, что его проведение стало едва ли не одним из главных условий участия в Саммите Ангелы Меркель.
И вчера с появлением сообщений о задержании отдельных участников марша, направлявшихся в Самару, интерес хотя бы той же иностранной прессы моментально переключился от мероприятия России и Евросоюза к маршу. Иностранные журналисты активно интересовались ситуацией у представителей российской делегации.
На пресс-конференции Владимир Путин затронул тему, касающуюся ситуации в Эстонии, где, считают в Москве, по-прежнему ущемляют права русскоязычного населения. Способствовал охлаждению отношений Москвы и Таллина и перенос Бронзового солдата в столице Эстонии, закончившийся массовыми беспорядками и полицейскими мерами вплоть до гибели человека. «Мы считаем это недопустимым и не достойным Европы», — заявил Владимир Путин.
Ангела Меркель в своем выступлении немедленно парировала, напомнив о Самарском марше несогласных. «Я хотела бы, чтобы те, кто хочет выступить в Самаре, могли это сделать. Меня действительно беспокоит тот факт, что у некоторых были проблемы с въездом сюда», — как бы невзначай сказала канцлер. На этом своеобразный разговор о правах человека не закончился — слово взяли журналисты, которые спросили Путина, чем же ему так мешают эти «несогласные», а Ангеле Меркель напомнили, как недавно в Германии полиция сама проводила рейды и задержала около 150 человек.
«Мне они ничем не мешают, — парировал Путин. — Я полагаю, что все акции должны проходить в рамках законодательства и не мешать жизни других граждан». Российский лидер напомнил представителям Евросоюза, как в входе столкновений полиции с манифестантами в Таллине в начале мая погиб человек. Причем, заметил Путин, он погиб, прикованный наручниками и раненый, но ему даже не подумали оказать медицинскую помощь. «Это уже сознательное преступление, и мы требуем, чтобы преступники были найдены и наказаны», — сказал глава Российского государства.
Канцлер Германии в свою очередь постаралась объяснить действия немецкой полиции тем, что в результате акции была раскрыта целая криминальная сеть по всей стране, и полиция применяла превентивные меры. А столкновения в Гамбурге, где полиция применила силу, связаны с тем, что демонстранты сами пошли на открытое насилие.
По поводу оппозиции ответ у Путина был достаточно краток. «После семи лет работы, после восстановления территориальной целостной России, значительного укрепления ее оборонительного потенциала, значительного укрепления демократических институтов нам нечего бояться маргинальных групп, тем более столь малочисленных», — заявил российский лидер. Правда, действия российских правоохранительных органов он назвал «не всегда оправданными».
Ангела Меркель сделала маленькую, но колкую ремарку: «Если человек ничего еще не сделал, если он только находится в пути — это другое дело», — сказала она. Владимир Путин тоже не замедлил с ответом. Он еще раз подтвердил право правоохранительных органов на предупреждение каких-либо противоправных действий — причем как российской милиции, так и полиции европейских стран.
При этом Путин обратил внимание на количество задержанных в Гамбурге, которое практически соотносится с количеством митингующих «несогласных». «А вот то, что демонстрант убит в Таллине, об этом вы почему-то опять забываете», — сказал он журналисту, задавшему вопрос. Отвечая на вопрос о том, как соотносятся последние убийства в России известных журналистов и задержания оппозиционеров и стратегическое развитие отношений ЕС с Москвой, Путин заявил: «Мы же не ставим из-за этого вопрос, нужно ли развивать нам стратегические отношения с Евросоюзом».
Под конец у главы государства журналисты поинтересовались, почему, по его мнению, на Западе многие сомневаются в том, что Путин является чистой воды демократом.
— Что такое «чистой воды»? — изумился Путин. — Что такое в современном мире чистый минус без всякой примеси или чистый русский? Что такое чистая демократия? Где вы ее видели? Это всегда вопрос политической оценки и желания увидеть стакан наполовину полным или наполовину пустым.
Высокая философия сменилась производственной практикой. По окончании саммита Владимир Путин отправился на предприятие «АвтоВаз», где ознакомился с производственными линиями и продукцией автогиганта.
Опубликовано в «Российской газете» (Федеральный выпуск) N4368 от 19 мая 2007 г.
***