На днях объявлено о задержании в Москве одного из самых дерзких тольяттинских преступников – Владимир Пчелина, объявленного в розыск уже более пяти лет назад. Говорят, жил он почти легально, имел жену и ребенка, которые о его другой жизни не имели представления. Сейчас он содержится в Рязани, где его пытаются допросить по нашумевшему делу «слоновских», практически все члены группировки отбывают большие сроки. С ними непосредственно связана деятельность «волговской» группировки, члены которой два года назад получили большие сроки в Самаре.

Сегодня есть повод вспомнить несколько ярких личностей, чьи судьбы пересеклись, оборвались или сломались из-за интересов ОПГ, в том числе и Пчелина, по сути возглавлявшего в последние годы остатки банды.

      История вторая

                   Наследница по прямой…                                 

    Со своим мужем Ахмет-Ага Тофиком Оглы Гасановым, которого весь город звал просто Аликом Гасановым, Оксана не прожила и десяти лет. Но что это были за годы! Оксана в девяностых была одной из первых леди Автограда, блистала на губернаторском балу, ее знали и принимали самые известные люди Самарской губернии. Надо признать, не только потому, что жена Алика. Оксана была женщиной продвинутой, за словом в карман не лезла, разбиралась в экономике, бизнесе, все схватывала на лету. Она и студенткой политеха в свое время была преуспевающей.

    Семья у них вышла колоритная – по хохляцки задорная и неунывающая Оксана и по кавказски заводной, энергичный Алик. Для него, казалось, не было ничего недоступного, раз за разом высокий брюнет с красивой легкой сединой брал одну высоту за другой. В первой половине девяностых определение олигарх еще не было в ходу, а если б было, Алика неприменно назвали бы этим словом. Многие нынешние воротилы тольяттинского бизнеса, да и представители властных структур, начинали в те годы с торговли автомобилями. Но Алик тогда всех обошел. Его фирме » Мега-Лада» не было равных. Гасанов постепенно прибрал к рукам ( купил) все, что только можно в Автозаводском районе.

    Однако известность и любовь горожан ему принес не бизнес, а страсть, увлечение автомотоспортом. Именно Гасанов сделал город российской столицей спидвея и привел местную команду к званию чемпионов мира. Не случайно Гасанова избрали вице-президентом Всероссийской федерации автомотоспорта. Спортсмены его боготворили, болельщики готовы были носить на руках. Алик и сам любил гонки, отлично владел автомобилем.

    Жизнь преуспевающего бизнесмена оборвалась в день рождения, 8 октября 1996 года. В полночь Алик с друзьями вышел из местного театра «Колесо», где праздновал именины в ресторане «Мельпомена».

    «…Крыльцо театра было ярко освещено, поэтому Алик был хорошо виден убийце. Первым же выстрелом снайпера Гасанов был убит. Пуля пробила сердце. Один из охранников выстрелил на звук. Затем убийца выстрелил второй раз. Пуля попала в угол здания, отколов штукатурку. В это же время охранники, закрыв Гасанова собой, занесли его в помещение.

    …В первую очередь отрабатываются версии, связанные с предпринимательской деятельностью Гасанова, начата проверка финансово-хозяйственной деятельности «Мега-Лады», подключены налоговая полиция и инспекция.

    …Не вызывает сомнения лишь одно – его убил профессионал.»

    ( из заявлений для прессы бывшего начальника Центрального РУВД Тольятти)

    В архивах местного УВД хранится копия бланка официального (!) протеста правительства Австрии в связи с убийством Гасанова. Это убийство, единственное из сотен в Тольятти, попало в книгу » Россия бандитская», вышедшую в Швеции в 1997 году. В связи с гибелью Гасанова заявления делали многие люди губернии. Вот что говорил тогдавший мэр»…Убит человек, много сделавший для нашего города, с именем которого были связаны надежды на возрождение целого комплекса промышленных и торговых предприятий города.»

    По некоторым сведениям, будто бы установили, что убит Гасанов из снайперской винтовки «Тишина» с дозвуковой скоростью полета пули, применяемой лишь в спецподразделениях России. Ствол одновременно является глушителем. ( Убийцу и жертву разделяло 70 метров!) И будто бы таких винтовок выпущено всего штук 15 и все все находятся в известных сейфах под строгим контролем. Однако доказать, из какой стреляли – не удалось. Появлялись сообщения, что исполнитель убийства, житель Казахстана, бывший спецназовец по кличке Джуманджи доставлен в Тольятти, вывезли его из соседней республики нелегально, чуть ли не в багажнике машины…Но то ли доказательств не собрали, то ли еще что приключилось, однако судебного процесса по факту гибели тольяттинского олигарха не случилось до сих пор…

    Зато в ходе проверки «Мега-Лады» выяснилось, что автомобили фирме отпускались без предоплаты, под векселя. А с 1996-го года Алик вообще перестал с автозаводом расплачиваться. Не обнаружено и документов, куда шли эти деньги – в общей сложности насчитали таких пропавших невесть куда 36 миллионов!

    Кроме «Мега-Лады» Гасанов значился председателем совета директоров АО «Лидер», рыбокомбината «Садко», гендиректором главного торгового центра города » Русь-на-Волге»…

    Прямой наследницей мужа стала Оксана. Как и было присуще ее характеру, не стала убиваться, не раскисла, постаралась прибрать к рукам дело мужа не теряя времени. Ее даже подозревали в причастности гибели мужа, поскольку ждала его дома, не присутствовала в ресторане. Уже через день она вступила в права директора рыбокомбината «Садко».

    Судя по всему, Оксана знала истинное положение дел в империи Гасанова – перегруженная долгами » Мега-Лада» интересовала ее мало, хотя формально она и там явлалась владелицей. Сумела извлечь максимум из этой ситуации. Прежде всего погасила долг рыбокомбиата «Мега-Ладе», благо своя рука владыка. Алик успел вложить из » Меги» в «Садко» 12 миллионов. Вот Оксана и догадалась быстренько передать «Меге» от рыбокомбината векселя на означенную сумму как бы в счет долга. Совершенно очевидно: на невыгодных ( мягко выражаясь) для «Меги» условиях.

    Но тут всплыли давние недруги – братья Поповы, с которыми Оксана несколько ранее была совладелицей фирмы «Триада», типичной фирмы-посредника, где автомобили меняли на рыбу. Однажды деньги братьям не пришли, в чем они обвинили Лабинцеву и исключили ее из соучредителей. Однако на том не успокоились и стали скупать долги «Садко». Повезло, нашли некую московскую фирму «Орланд», продавшие им векселя на те самые 12 миллионов, погашенных рыбокомбинатом. Интересно, что «Орланд», осуществив сделку, растворился и концов его больше никто сыскать не смог. А братья подали против Лабинцевой иск в арбитражный суд, требуя погашения векселей.

      После этого на Игоря Попова было совершено покушение – киллер расстрелял его и водителя, но обоим удалось выжить. Стоит отметить, что Игорь перед этим попадал в автоаварию и передвигался в инвалидной коляске. Покушение еще более усугубило состояние здоровья. Второй брат, Дмитрий, стал осторожне и однажды охранники обнаружили под днищем машины мину, прикрепленную к бензобаку и привязанную за кольцо бечевкой к колесу так, чтобы, как автомобиль тронется, чека выпала и привела в действие механизм гранаты.

    Братья единодушно обвинили в покушениях Лабинцеву. К тому моменту они располагали заключением из правоохранительных органов, что акт передачи векселей из «Садко» в «Мега-Ладу» фиктивен и заключили договор-цессии с АвтоВАЗом – пообещав взыскать с «Садко» эти 12 миллиона уже как долг «Меги» автозаводу. (Заметим, что арбитражный суд отказал им в первом иске – по векселям от виртуального «Орланда». Тогда братья подрядились выбить долг со строптивой леди для ВАЗа).

    «В общем, справедливость в нашей стране на стороне тех, кто наглее богаче,-говорила Оксана в одном из интервью в разгар конфликта,-но я буду судиться с Поповыми не только по рыбокомбинату, но и по «Триаде». Я буду с ним судиться до тех пор, пока у меня не кончатся деньги. А стреляют в него совсем другие люди…»

    «Мы готовы пойти на мировую,-говорил со своей стороны Игорь Попов,- но с той стороны никто не идет на переговоры. Это очень тяжело».

    Для Лабинцевой выплата 12 миллионов означала расстаться с комбинатом – это годовой оборот «Садко». Другие фирмы империи Гасанова к тому времени рухнули или перешли в чужие руки. Вот еще речитатив из того же выступления Лабинцевой: «Я наверное, произвожу такое впечатление, что у меня можно что-то забрать, отнять. Я понимаю, что я женщина…У нас еще не развита культура отношений в бизнесе, и они думают, что если я женщина, то со мной можно поступать как угодно.»

    Оксана билась за комбинат насмерть. Она не верила, что бандиты могут поднять руку на женщину, на вдову, наконец. Как-то, незадолго до ее убийства, в местные СМИ попала расшифровка видеоаудиозаписи переговоров с навестившими ее бандитами. Разговор происходил в офисе, ей недвусмысленно намекали продать комбинат. » Вы что, расстреляете меня?»- отказываясь, усмехалась Лабинцева.

    Наемный киллер расправился с бизнес-леди в 2000-ом так же, как и десятками других тольяттинских предпринимателей – пуль для женщины не пожалели. Ее расстреляли у дома, где она жила с мамой и дочкой…

    Следствие, а затем и суд признали исполнителями убийства членов «волговской» ОПГ , а заказчиком – того самого Игоря Попова.

                         *                         *                         *

       В милиции отмечали, что после «закрытия» банды число заказных убийств в городе уменьшилось в три раза…

    Людмила БОРОДИНА

    После судая был расстрелян один из главных свидетелей обвиненияе – Сергей Матвеева. Он сотрудничал со следствием и судом взамен на обещание свободы – Матвеев был активным членом волговской ОПГ. Его показания спасли многие жизни из конкурирующей группировки Напарника, поэтому после суда Напарник, говорят, дал ему кусок для жизни – контроль над таксистами-междугородниками…Говорят, предлагали Сергею сменить фамилию, имя, адрес, но он отказался. Осужденные отомстили ему руками оставшихся на воле бандитов.   

    Помог Матвеев и в раскрытии убийства Оксаны

Первая часть здесь

*