Учитывая возникшую напряженность по поводу предстоящих мероприятий 18 мая (в значительной степени в силу противоречивой информации в СМИ), обращаюсь с настоятельной просьбой к организаторам воздержаться от поспешных и необдуманных заявлений, некорректных оценок, не основанных на достоверной информации и тем более действий агрессивного и радикального характера.

В свою очередь – убедительная просьба к сотрудникам правоохранительных органов не допустить действия, не основанные на законе или связанные со злоупотреблением права, направленных на воспрепятствование реализации конституционных прав граждан на свободу собраний и распространение мнений и убеждений.

С учетом сложившихся обстоятельств и естественно возникающих опасений, поступающих вопросов от граждан, считаю нужным акцентировать внимание на разъяснении и необходимости соблюдения п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 04.06.2004г., которая устанавливает, что организатор публичного мероприятия имеет право проводить предварительную агитацию в поддержку целей публичного мероприятия через средства массовой информации, путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

При этом, согласно ч.1 ст.10 того же Федерального закона, организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента подачи уведомления о проведении публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.

Также обращаю внимание на ст. 11 Закона Российской Федерации «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1: милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении.

Со своей стороны готова рассмотреть все обращения граждан в случаях их задержания при отсутствии для этого достаточных правовых оснований. Полагаю, что особенности избирательной практики правоприменения отдельных статей указанных законов, а также норм Кодекса РФ об административных правонарушениях, УК и УПК РФ, приводящие к нарушениям прав граждан, не должны являться предметов громких и поспешных публичных заявлений и недостоверных оценок в погоне «за жареными фактами».

Эта проблема должна стать предметом серьезного внимания юристов, правозащитной общественности, правоохранительных, правоприменителей и по итогам всестороннего анализа получить должную реакцию со стороны органов исполнительной и законодательной власти.

С уважением, Уполномоченный по правам человека в Самарской области Ирина Скупова

Обращение уполномоченного по правам человека

Полный текст

***