Серия репортажей о ЛОНДОНЕ подготовлена журналистом Виталий ЛАЗАРЕНКО. За время небольшой поездки он сумел увидеть многие яркие интересные детали и   явления, которые не всегда замечают даже старожилы. Сегодня 3 серия.

 

ЧЕРНЫЕ

Сегодня в Англии — невероятная политкорректность. Негров там так называть ни в коем случае нельзя. Только: черные. И не дай бог — посмотреть на них как-то не так. Эмигрантка театральный режиссер рассказала историю о том, как ее с собакой высадил из автобуса черный кондуктор только из-за того, что она с ним о чем-то поспорила. «Слава богу, не кончилось полицейским участком, — жаловалась заведенная женщина, — совсем распоясались. В Испанию что ли отсюда уехать, жизни нет».

Если ты спросишь у молодого черного, как найти ту или иную улицу, чаще всего тебя пошлют совсем в другую сторону. Так случалось пару раз у меня. Но это только — молодые черные. Пожилые, воспитанные колониальным прошлым афроангличане, очень вежливы и предупредительны, никогда не обманут. Молодые — мстят за поруганную честь отцов и дедов. Это можно понять.

Мода на политкорректность со временем обязательно схлынет и черные успокоятся. Плохое помнится, как мы знаем, не долго. Но можно ли представить такую политкорректность у нас: ты оскорбляешь кавказца, и тебя за это — в милицию? Вы уже смеетесь? Злитесь на неудачную шутку?..

БАСЫ

Да, они именно двухэтажные, классические. Огромное удовольствие — залезть на верхнюю палубу и разглядывать достопримечательности с этого пьедестала. Впечатление — будто ты несешься по маленьким улочкам на большом морском лайнере. И как только водители умудряются вписываться в повороты, объезжать стоящие на приколе машины. Кажется, вот-вот заденет что-то, вот-вот ДТП с мигалками, опросом свидетелей. Ан нет — все юрко и плавно.

Билет стоит 1 фунт или 50 рублей (по курсу) или $ 1,66. В Москве: 7 рублей или $ 0,23, или 14 пенсов (пенисов). Но удовольствие стоит того. Во-первых, никто не зайдет в автобус, если он переполнен. А переполнен он считается, если в нем стоят 3-4 человека. Кондуктор вежливо попросит стоящих на остановке: пожалуйста, подождите следующий. И что удивительно, народ спокойно останется стоять и ждать, хотя заскочить в автобус — проще простого, в старых моделях — дверей нет, задняя площадка всегда открыта (нежный, теплый ветер Атлантики!).

Более того, если вы зашли и не успели найти себе места, кондуктор вежливо подскажет: «Пожалуйста, пройдите и сядьте там-то и там-то». Причем, выходящие пассажиры как-то умудряются просачиваться так, что тебя вообще не задевают, не пихают, не толкают. Более того — этот случай меня просто шокировал, — когда я ехал в аэропорт с пузатой сумкой наперевес, с вот-вот треснущим по швам пакетом в руке, какой-то мужчина вдруг поднялся, и… уступил мне место. Не-ве-ро-ят-но!

Автобусы в Лондоне ходят по графику. График — на каждой остановке. Это — электронное табло. Маршрут такой-то — через 3 мин., маршрут такой-то — будет через 8 минут. Цифирьки постоянно меняются. Ездят — до самого поздна. Все во благо народа. Помню, как в Самаре меня поразило то, что наземный городской транспорт прекращает здесь работать где-то часов в 11 вечера…

МЕТРО

Проезд — 2 фунта. В Москве – 7 рублей. И здесь тоже — невероятная, генетически заложенная воспитанность. Никто не войдет в вагон, если там уже на входе стоит народ. Даже если «середина свободна» (классический вопль в Раше). Все останутся на платформе, чтобы дождаться следующего поезда. Причем, весь народ стоит ждет поезда у самой стеночке, давая возможность идущим пассажирам не толкаясь пройти вперед.

Если в московском метро показывается время, которое прошло с момента отправления последнего поезда, в Лондоне наоборот — сколько времени осталось до прибытия поезда. Удобно?

Метро, андерграунд, сабвей в Лондоне выполняет не идеологическую функцию, как в свое время у нас при советах, а вполне даже практичную — быстрая и удобная перевозка пассажиров.

Если московское метро — выставка достижений социализма с огромными залами, где сплошь и рядом (в центре) все нам напоминает о боевом, трудовом прошлом неудачливых строителей коммунизма, то в английской столице это — небольшая такая удобная «труба» (они так и называют метро: Tube) с очень невысоким потолком, вагоны — гораздо уже, переходы шириной, ну, может, метра 3. И в тоже время — очень удобно. Через каждые 5 метров — указатели: где выход, где переход. Нужно только запомнить нужные тебе названия линий.

Однако, надо честно признаться еще вот о чем. Вспоминаю, как когда-то англичанин говорил мне, что московское метро, по его мнению, самое лучшее в мире. Что ж, пропаганда советского образа жизни со своим невероятным размахом, шиком, «золотыми» канделябрами, чугунными солдатами-матросами и проч., действительно, давила на мозги, даже иностранные. А что, народа в стране было много, трудодней — немереное количество, да что там — жизней людей ради великих строек было не жаль. Вспомнить хотя бы историю Беломорканала, где тысячами гибли зеки. Говорят, и московское метро строилось отчасти заключенными. По костям ходим?..

В ЛОНДОНЕ НЕТ ТРАМВАЕВ И ТРОЛЛЕЙБУСОВ

Только метро и автобусы. И никакой давки. Я, по крайней мере, не попадал даже утром, в часы пик. Неужели их Лужков лучше нашего?

ПОЛИЦЕЙСКИЕ

В Лондоне это — самые милейшие люди на свете. Если ты заблудился, первым делом ищи полицейского. Он, поняв, что ты иностранец, ясно, внятно, спокойно все объяснит. Напоследок — обязательно улыбнется. Документов никаких не потребует. Называть их какими-то бранными словами — копы или менты — просто язык не поворачивается. Здесь их называют «бобби», мило, не правда ли?

Можете себе такое представить в Белокаменной? Не дай бог тебе здесь подойти   и спросить: как что-то найти. Последует не совет, а сразу — требование: «Документики». Ага, значит, еще один «без регистрации», значит, еще можно бабла срубить. Если документов не окажется, можешь запросто оказаться в грязном «обезьяннике» за решеткой «для выяснения личности».

Так правительство не хочет платить своим блюстителям непонятно чего, отдав им свой народ на растерзание. Кроме этого, думаю, здесь еще и другая фишка. Любого мента можно привлечь за превышение, взяточничество и проч. На каждом висит — компромат. Так легче с ними работать, наверняка так думает верхушка, постоянно держа того или иного «блюстителя» у себя на крючке. Такому можно запросто поручить любую грязную работу.

Помочь засадить за решетку того или иного «зарвавшегося» олигарха, например.

Я, кстати, пару раз делился с ментами этими своими соображениями. Удивительно: они с радостью соглашались. Более того: начинали мне жаловаться на свою судьбу (никто не любит, зряплата небольшая).

Так вот, в Англии документы с собой носить вообще не нужно. Если где-то необходимо зарегистрироваться, отметиться, ты можешь назвать любое вымышленное имя. Когда я был в Лондоне, информагентства пугали пипл какими-то исламскими террористами. И что? Полиция на улицах, конечно, была. Но: никаких подозрительных взглядов, никаких унизительных проверок. Все, как обычно.

Еще меня поразила картинка на ж-д вокзале, Кингс Кросс Стейшн. Общались между собой два полицейских. Просто стояли где-то в углу, болтали о чем-то, смеялись, совершенно расслабленные. Можно ли у нас увидеть что-то подобное? Нет и еще раз нет.

Самое удивительное, я вспоминаю моменты, когда к милиции в Москве можно было запросто подойти и разузнать все, что тебе нужно в 80-е, в начале 90-х. Действительно, почти всегда, прямо как в Лондоне, вежливо все объясняли, по карте показывали то или звонили куда-то, уточняли. Значит, был-таки социализм с человеческим лицом?..

Продолжение последует очень скоро.

Виталий Лазаренко 30 декабря 2003 г.

*