В Музеях Кремля покажут историческое наследие ювелирного Дома Картье
В Успенской звоннице Московского Кремля 25 мая откроется выставка французского ювелирного Дома под названием «Картье. Инновации XX века».
«Выставка обещает быть совершенно потрясающей: и по составу отобранных для показа драгоценностей, и по изысканному дизайну экспозиции», — рассказала РИА Новости ее куратор Лариса Пешехонова, отметив, что речь идет о первом масштабном показе изделий Картье в Москве.
«В том составе, в котором экспонаты приедут к нам, они не выставлялись нигде в мире», — пояснила она.
Всего в Москву привезут 165 изделий и 20 эскизов, созданных с начала 1900-х до середины 1970-х годов.
«На выставке будут представлены произведения, которые являются в определенном смысле эталоном дизайна прошлого столетия», — объяснила Пешехонова.
«Совершенно удивительны по своему художественному решению украшения, относящиеся к раннему ар деко, стилю, у истоков которого стоял Картье и который он предвосхитил задолго до 1925 года. В этом смысле Картье был новатором, законодателем новой эстетики», — отметила она.
Среди прочих экспонатов куратор выделила драгоценности «стиля гирлянды» начала века, переосмысливающие стиль Людовика XVI.
Кроме того, в Успенской звоннице можно будет посмотреть на серьги и брошь «Тигр», принадлежавшие актрисе Барбаре Хаттон, брошь «Пантера» на шаре, сделанном из сапфира в 152,35 карат, лорнет герцогини Виндзорской в виде тигра и придуманные Картье часы, у которых не видно механизма, а стрелки выглядят так, будто они подвешены в воздухе.
«Чрезвычайно сложны по ювелирной конструкции экстравагантные колье — «Змея» 1968 года и «Крокодилы» 1975 года, принадлежавшие звезде мексиканского кино Марии Феликс. Интересно, что ювелирная анималистика киноактрисы могла использоваться не только как украшение, но и как интерьерная пластика», — добавила Пешехонова.
Оформлением выставки занимался французский дизайнер Фредерик Мас.
«Все элементы дизайна, внутривитринного пространства, экспозиции в целом продумывались до мельчайших деталей. Все материалы, фактуры, цвет, свет, графика шрифта на панелях с аннотациями и в этикетках устроены так, чтобы каждый экспонат был выделен, и в то же время, чтобы вместе они создавали целостный образ оригинального стиля Картье», — отметила куратор.
Она добавила, что подготовка выставки заняла целый год.
«Концепция выставки была разработана в Музеях Кремля и получила высокую оценку президента Картье Интернэшнл Бернара Форнаса», — сообщила Пешехонова.
Дом Картье, со своей стороны, предоставил организаторам выставки возможность изучить свое собрание и документальные архивы.
Специально к выставке был издан каталог, в котором содержатся не только фотографии предметов, привезенных в Москву, но и изображения изделий из исторической коллекции Картье, включающей в себя более 1300 вещей, а также эскизы украшений, портреты знаменитых клиентов фирмы и представителей династии Картье.
В сопроводительных статьях рассказывается об истории ювелирного Дома, эволюции стиля Картье и о влиянии «Русских балетов» Сергея Дягилева на авангардный дизайн Картье 1910-х годов.
*