СМИ пишут о фактическом срыве саммита Россия-ЕС в Самаре, который должен пройти 17-18 мая. Из-за конфликтов и разногласий соглашение о партнерстве России и ЕС не удастся продлить до истечения срока его действия в декабре. Для переговоров потребуется не менее целого года, потом еще два года – для ратификации нового соглашения в парламентах 25 стран Евросоюза.

Во вторник западные СМИ пишут о фактическом срыве саммита Россия-ЕС в Самаре, который должен пройти 17-18 мая.

Газета Libération в статье «Саммит Россия-Европа на минном поле» указывает на то, что все вопросы повестки дня являются спорными. А президент России Владимир Путин в предвыборный период без колебаний подливает масла в огонь.

Предполагается, что 19-й саммит России и Европейского союза в Самаре начнется в четверг с небольшого концерта русской народной музыки – может быть, балалайкам удастся снизить напряженность, которая в последние месяцы скорее свидетельствует о какофонии в отношениях.

Все вопросы повестки дня превратились в предмет споров. Польша, а за ней и Литва блокируют начало переговорного процесса по продлению соглашения о партнерстве между ЕС и Россией, которое истекает в декабре 2007 года. Польша выступает также против эмбарго, наложенного в октябре 2005 года Москвой на поставки польского мяса. Литва присоединилась к этому вето в ответ на прекращение поставок российской нефти на нефтеперерабатывающий завод Mazeikiu после того, как при продаже предприятия было отдано предпочтение польской, а не российской компании.

Европейский союз блокирует также вступление России в ВТО в знак протеста против пошлин на экспорт российской древесины и дискриминационных тарифов на российских железных дорогах. Канцлеру Германии Ангеле Меркель, председательствующей в настоящий момент в ЕС, вряд ли нравится, как Путин превращает российскую демократию в маскарад, слишком сильно напоминающий ей режим ГДР, при котором она выросла.

Москва, со своей стороны, рассчитывает в Самаре вновь выступить против переноса советского памятника в Эстонии – «кощунства», в недостаточной степени осужденного ЕС, считает министр иностранных дел РФ.

«Россия восстанавливает свою идентичность на международной арене, но делает это через отрицание, противопоставляя себя партнерам», – констатирует один из высокопоставленных чиновников ЕС, напоминая, что Россия сегодня переживает «предвыборный период».

Кремль стремится усилить внешнеполитическую напряженность, чтобы сплотить российский народ вокруг руководства. Путину удается также поддерживать в народе представление о том, что Россия «окружена врагами», что «немного напоминает советские времена», отмечает Лев Гудков, директор «Левада-центра». 60% жителей России сегодня считают, что у их страны «есть враги», среди которых фигурируют три государства Балтии, ныне члены ЕС. Почти половина россиян видит в ЕС «угрозу» для России, ее финансовой и промышленной независимости.

В такой нездоровой обстановке уже ясно, что соглашение о партнерстве России и ЕС не удастся продлить до истечения срока его действия в декабре. Для переговоров потребуется не менее целого года, потом еще два года – для ратификации нового соглашения в парламентах 25 стран Евросоюза. До настоящего времени Россия и Европа уже продлевали предыдущее соглашение от 1994 года, хотя оно и устарело. В результате откладывается реализация трех крупных проектов, нацеленных на углубление российско-европейского партнерства, а к ним россияне и европейцы давно бы могли приступить: речь идет о проекте зоны свободной торговли, о постепенной отмене визового режима и уточнении юридических норм для инвестиций в энергетический сектор.

Издание Suddeutsche Zeitung в статье «Оскорбленная Россия» пишет: пока Кремль играет роль жертвы, Западу вряд ли удастся улучшить отношения.

Сейчас в Кремле гостей встречает радужно настроенный президент. Наверное, то же самое повторится и в этот вторник, во время визита американского госсекретаря Кондолизы Райс и германского министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера. Жаль только, что его хорошее настроение никак не связано с визитом гостей из Вашингтона и Берлина. Владимир Путин как раз возвратился из поездки по Центральной Азии, которая прошла для него лучше некуда. С президентами Туркмении и Казахстана он договорился о строительстве нового газопровода – по нему через Казахстан туркменский газ пойдет прямиком в Россию. Этот проект ставит крест на европейских мечтах достижения большей независимости от российского газа. Поэтому российские газеты находят, что Путин вновь утер нос Западу. Итак, обоим эмиссарам, европейскому и американскому, предстоят неприятные разговоры.

В последний год своего президентства Путин хочет укрепить роль России как центра власти. Только так и можно объяснить абсолютное стремление к демонстрации силы при всяком удобном случае. С этой проблемой столкнется и Штайнмайер, миссии которого, как и в случае с Райс, не позавидуешь. В последнюю минуту ему предстоит спасать саммит Россия-ЕС. Речь уже идет не об успехе встречи, а о том, чтобы спектакль вообще состоялся, отмечает газета.

Handelsblatt считает, что, безусловно, министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер попытается спасти то, что еще можно спасти. Сегодня, во время спешно назначенной кризисной встречи в Москве, Штайнмайер постарается снизить накал страстей хотя бы вокруг самых острых спорных моментов и будет ратовать за разрядку. Вероятно, ему удастся подвигнуть Путина на уступки в «мясном» споре с Польшей и немного улучшить общий настрой.

Итальянская Corriere della Sera также отмечает, что «саммит в опасности» и видит корни проблемы в «раздражении» Путина.

Раздражение Путин испытывает из-за вхождения стран Восточной Европы в Евросоюз. Самым серьезным проявлением этого чувства является прекращение импорта Россией польского мяса, что повлекло за собой вето польского правительства на возобновление соглашения о сотрудничестве между Брюсселем и Москвой. Некоторые страны Восточной Европы вызывают раздражение Путина тем, что ведут переговоры о размещении элементов американского противоракетного щита. Литва протестует против прекращения поставок российской нефти, воспринимая этот шаг как форму давления. С Эстонией противоречия вспыхнули после демонтажа в центре Таллина советского памятника.

Газета приводит мнение министра иностранных дел Италии Массимо Д»Алемы, который сказал об «очень деликатной встрече на непростом этапе отношений между ЕС и Россией». Но он также назвал ее необходимой в качестве «сигнала о снижении напряженности в отношениях с Россией, ибо эскалация, как мы считаем, не принесет пользы никому».

Американская газета The New York Times считает, что «Европа должна найти способ управляться с жесткой Россией».

Если взять за отправную точку февральское выступление Путина в Мюнхене, направленное против так называемой новой гонки вооружений под предводительством американцев, то европейская игра России в 2007 году с тех пор представляет собой сплошь угрозы.

Вполне разумно, что Европа не хочет конфронтации с Россией. Однако в преуменьшении агрессивности новой позиции России таится ощущение ее принятия, указывает издание.

InoPressa.ru

***