Выставка “Золото. Металл богов и царь металлов” создана на поражение и достигает цели. Три больших музейных зала, плотно заполненных золотыми вещами, не могут не произвести сильного впечатления на массового зрителя. Но и искушенному ценителю редкостей там есть на что посмотреть.

Хронологические рамки выставки охватывают два тысячелетия, географически же она безгранична. Трудно представить повод для выставки, дающий возможность экспонировать рядом византийскую печатку, православную икону, католический сосуд для хранения облаток, китайский амулет, предметы из синагоги, пуговицы с кафтана русских царей, каминные часы начала ХХ века, современную корейскую коробочку, среднеазиатского происхождения кувшин III века, женские серьги и роскошные парадные сабли. Золото и в выставочном деле всесильно.

Его проклассифицировали по назначению. В первом зале под титулом “Металл богов” собрали золотые изделия, предназначенные для отправления культов. В основном это русская церковная утварь, привычно поражающая взгляд размером. Роскошный оклад иконы “Господь Вседержитель” XVII века имеет размер в стену современной малогабаритной квартиры. Вид его так подавляет, что хочется спрятаться за иронию. Есть здесь и вещи с необычной судьбой, вроде дивной красоты панагии, усыпанной камнями и украшенной двуглавым орлом, которую царевна Софья пожаловала архиепископу Афанасию 300 с лишним лет назад. Панагию переделали из украшения турецкой чалмы, привезенной из Константинополя.

В зале “Металл царей и символ власти” — торжество государственности. Несколько витрин отданы подборкам орденов Российской империи, отчеканенных ею золотых монет, церемониального оружия и прочих доказательств того, как русские самодержцы ценили золото и как щедро могли награждать своих любимцев. Облагодетельствованные были императорам благодарны. Подаренную Петром I деревянную чарку, которую император самолично выточил, московский губернатор князь Гагарин оправил в золото. Музей приобрел эту реликвию в 1932 г. в “Торгсине”. Есть в этом разделе выставки и прекрасно выполненные западноевропейские вещи. Но если видеть мощные немецкие кубки и тазообразные французские блюда в музейных экспозициях привычно, то маленькая шведская корона интригует своим размером.

Третий раздел выставки представляет золото как символ богатства и роскоши. Тут много замечательных мелочей, пригодных для жизни и украшающих ее, — дорогих ювелирных изделий, выполненных в разных техниках и художественных стилях. В одной витрине соседствуют старинные русские запонки, иранские броши прошлого века, средневековые итальянские серьги — все исключительной красоты. Мечта русского антиквара — столовые приборы и чайные сервизы отечественных производителей: Сазикова, Овчинникова, Хлебникова — также представлены в ассортименте.

Выставка в Историческом музее получилась буквально блестящая. И все, что на ней блестит, — чистое золото. Собрано оно в залах по понятной системе, но все равно создается впечатление, что, как говорится, до кучи.

"Ведомости"

*