В Московском музее современного искусства (в Ермолаевском переулке) открылась выставка «Будущее зависит от тебя. Коллекция Пьера-Кристиана Броше».

Пьер-Кристиан Броше готов выпить за будущее, которое, как оказалось, зависело не только от него

Фото: Геннадий Гуляев / Коммерсантъ

Француз Пьер Броше переехал в Москву в 1989 году, на волне перестроечного увлечения всем русским. Господин Броше, до этого учившийся в Англии и Германии, проходивший стажировку в берлинском Центре современного искусства и работавший в издательстве Flammarion в отделе Art Books, приехал в Россию заниматься издательской деятельностью. И оказался в эпицентре художественной жизни, как раз переживавшей переход от подпольного к профессиональному существованию. В Москве уже проходили выставки современного искусства, русские художники уже вкусили международной славы после знаменитых русских торгов Sotheby`s, состоявшихся в Манеже в 1987 году, и уже функционировала Первая (она же единственная) галерея современного искусства. Тем не менее, основной формой художественной жизни была все же тусовка, а основным ее местом – художнические мастерские-сквоты, завсегдатаем которых стал парижский любитель искусств. Прекрасным образцом тогдашнего отношения художников к своему искусству может служить представленная на выставке инсталляция группы «Чемпионы мира», созданная в 1987 году: обшарпанная табуретка с телефоном и написанная от руки табличка «К сожалению, мы не смогли привезти своих работ, но с удовольствием расскажем о них».

Выставка «Будущее зависит от тебя» занимает все четыре этажа музея в Ермолаевском, но, несмотря на масштабы, ее трудно назвать музейной в привычном смысле слова. Тут нет ни нонконформистов, ни классиков концептуализма, нет, кажется, вообще ничего, созданного раньше 1985 года и художниками, принадлежащими к поколению старшему, нежели сам господин Броше.

Первая часть выставки, развешанной в хронологическом порядке,– великолепное собрание того, что условно называется русским нью-вэйвом. Отменная подборка «Чемпионов мира», множество работ Владислава Монро, явно одного из фаворитов собирателя, в том числе живопись, которой он сейчас почти не занимается, и трогательнейший альбом, в который он вклеивал фотографии Мэрилин. Есть Сергей Шутов, Георгий Острецов и Георгий Литичевский, Константин Звездочетов, Айдан Салахова, Гор Чахал, покойный Тимур Новиков, Сергей Бугаев-Африка, редкие живописные полотна питерских некрореалистов, куда менее известные, чем их киноопусы. А довершает образ времени видеохроника всевозможных вечеринок – в том числе легендарного рейва на ВДНХ «Гагарин-парти». Приступ ностальгии обеспечен. Произведения, созданные тогда, когда художники еще не слишком хорошо знали, как нужно делать современное искусство, и потому делали нечто и вправду новое, а вместо нынешнего гламура еще был залихватский шик, по-прежнему исполнены бешеной энергии.

Весь материал в «Коммерсаенте».

"Коммерсантъ"

***