16 мая любовная драма Вонга Кар-Вая «Мои черничные ночи» откроет 60-ый кинофестиваль в Канне. Каннский кинофорум стал национальным достоянием Французской республики. Сегодня, как и 60 лет назад, приморский бульвар Круазетт — в эпицентре актуального киноискусства и политической моды.

Каннский фестиваль стал самым успешным предприятием в послевоенной истории Франции

В канун юбилея на французскую публику обрушился шквал глянцевых альбомов, альманахов и подарочных каталогов, посвященных Каннскому фестивалю.

По заказу парижского еженедельника «Madame Figaro» дизайнер Карл Лагерфельд сделал 60 портретов кумиров трех поколений — от легендарной музы «новой волны», Жанны Моро, до двадцатилетнего лауреата премии «Сезар», Гаспара Ульеля, уже успевшего сыграть в фильмах Гаса Ван Сэнта и Питера Гринуэя.

«Cahiers du Cinema», культовый журнал о кинематографе, выпустил 500-страничный альманах с фотографиями звезд, «делавших Канн». Пренебрегая политкорректностью, издатели разделили альманах на два тома: «Женщины» и «Мужчины».

Катрин Денев, Мишель Морган, Бриджит Бардо, Франсуа Миттеран, Роберт де Ниро, Клинт Иствуд — несколько поколений сильных мира сего, чьи харизма, талант, слава и деньги превратили двухнедельную программу приморских киносеансов в главное событие международного светского и культурного календаря.

Идея Люмьера и дух Олимпиады

Первый Каннский фестиваль, придуманный министром культуры Жаном Зэ и Луи Люмьером как ответ демократического сообщества на киносмотры в фашистской Венеции, должен был начаться 1 сентября 1939 года. Известие о вторжении Гитлера в Польшу сорвало планы организаторов, и война не семь лет задержала проведение фестиваля.

Осуществить замысел Люмьера удалось только в 1946 году — открывшийся 20 сентября в каннском Казино кинофорум стал первой культурной акцией международного масштаба в послевоенной истории.

Хотя фестиваль проходил под патронажем министерства иностранных дел, министерства образования и Национального центра кинематографии Франции, денег не хватало, и дважды, в 1948 и в 1950 годах, праздник на Круазетте отменяли.

В 1959 году директору Роберту Фавру Ле Брету пришла в голову мысль провести в рамках фестиваля кинорынок, и к середине шестидесятых кинофестиваль в Канне стал местом, где надлежало «засветиться» любому профессионалу с серьезными амбициями в киноиндустрии.

Сегодня бюджет фестиваля составляет 20 млн. евро. Половину средств выделяет Национальный центр кинематографии, муниципалитет Канна и власти департамента Приморских Альп.

Число делегатов фестиваля в последние годы превышает 30 тысяч человек, а журналистов на Круазетт съезжается больше четырех тысяч, что делает Каннский кинофестиваль самым крупным медийным событием после Олимпийских игр.

Прессу на Круазетте не балуют — утренние показы начинаются в 8.30, и каждое утро перед Большим театром Люмьер выстраиваются очереди невыспавшихся акул кинокритики, чей рабочий день в период каннской лихорадки растягивается на 24 часа.

Бизнесменам на кинорынке тоже нелегко: их на Круазетте собирается больше 10 тысяч, а фильмов на рынок привозят 900, причем многие в виде рабочего материала или коротких промо-роликов.

В поисках заветной арт-жемчужины или кассового хита агенты и дистрибьютеры ежедневно отсматривают километры «кинопродукта».

Демократия рынка и диктатура искусства

«Поездка в Канн — это заявление о намерениях, а жалобы на толпы и дороговизну — обязательный ежегодный ритуал. Выражаясь языком Умберто Эко, магия Круазетта заключается не просто в эффективности бизнеса, но в силе мифа. Канн, отчасти, стал причиной того, что вы отказались от той прибыльной должности в Сити и не пошли на надежную и доходную работу клипмейкера», — замечает редактор журнала Screen International Майкл Габбинс.

Привезти свой фильм на Каннский рынок, в принципе, может каждый. Нужно просто зарегистрироваться и оплатить тариф за аренду стенда и проекционных залов (один показ в зале на 35 мест обходится продюсеру примерно в 400 евро). Никаких требований к качеству продукции руководство рынка не предъявляет — важно только, чтобы показы были премьерными, а картины произведены в течение последнего сезона.

На рынке царит демократия, а в программной комиссии фестиваля идет жесточайший отбор. Бремя выбора берут на себя художественный директор фестиваля Тьерри Фремо и три его помощника.

«Мы получаем около 1500 иностранных фильмов в год, из которых я лично отсматриваю больше половины,» — рассказывает Тьерри Фремо в интервью журналу «Paris Match». Ежегодно в отборочный комитет поступает еще сотня с лишним французских фильмов, которые подлежат обязательному просмотру.

Тьерри Фремо стремится «соблюсти совершенный паритет» между картинами, произведенными во Франции и за рубежом.

«Мы должны сохранять баланс. Прежде всего, между различными жанрами кинематографа. К тому же, у нас нет квот, но когда вы пытаетесь показать панораму всемирного кино, важен и географический баланс. Допустим, даже если США предложат нам 20 блестящих полнометражных картин, мы отберем только пять», — объясняет стратегию конкурсного отбора художественный директор Каннского фестиваля.

Он подчеркивает, что главными критериями выбора остаются «качество режиссуры, кинематографическая выразительность, а также оригинальность сюжета, формы и проекта».

Балканская экзотика и французская эротика

Обозреватели отмечают, что в юбилейном году Тьерри Фремо собрал «богатый урожай». В главном конкурсе, жюри которого возглавит британский режиссер Стивен Фрирз, ветераны и лауреаты прошлых лет: Гас Ван Сэнт, Вонг Кар-Вай, Квентин Тарантино, Александр Сокуров.

Братья Коэны в седьмой раз борются за Золотую Пальмовую ветвь — в этом году с фильмом «Для стариков здесь места нет» (No country for old men). Балканский маэстро Эмир Кустурица в свой пятый визит на Круазетт представит фильм-притчу «Завет».

«Рискните! Это фильм абсолютно в духе Кустурицы, радостный, энергичный, яркий. После двух Золотых пальмовых ветвей, Эмир не угомонился», — не удержался от комплимента художественный директор фестиваля.

Францию представляют в конкурсе четыре режиссера, ни разу до этого не претендовавших на Каннское золото.

Дива порнографического арт-хауса Катрин Брейя привозит костюмную драму «Старая любовница» (Une Vieille Maitresse). Тьерри Фремо назвал фильм Брейя «историей Чарльза и Камиллы в духе XIX века, рассказанной языком современного кино».

Среди загадок конкурса — черно-белая анимация «Персеполис» (Persepolis). Создатели культовых комиксов, Сатрапи и Паронно, дебютируют в большом кинематографе с историей иранской девочки Маржан (альтер-эго режиссера фильма, Маржан Сатрапи, француженки иранского происхождения), пережившей перипетии исламской революции и вынужденной эмиграции.

Поклонники неистового мексиканца Карлоса Рейгадоса, чья «Битва на небесах» вызвала бурные дебаты в Канне в 2005 году, ждут его новую ленту «Молчащий свет» (Luz Silenciosa). Тьерри Фремо обещает зрителям «самую красивую грозовую сцену фестиваля» в новом фильме Рейгадоса.

Работу Андрея Звягинцева, автора венецианского хита «Возвращение», дебютирующего в Канне с психологической драмой «Изгнание», Фремо комментирует так: «Мы с нетерпением ждали его второй фильм, потому что знали, что именно во второй раз особенно сложно добиться успеха».

вторник, 15 мая 2007 г., 11:45 GMT 15:45 MCK

Би-би-си

***