Статистика свидетельствует, что в моей стране почти 90% контрафактной интеллектуальной собственности является американской. И поэтому россияне получают американские кинофильмы, музыку и компьютерные программы главным образом в пиратских копиях.

Мы понимаем возмущение индустриальных лобби. Мы ощущаем то давление, которое на нас оказывает правительство США. Этот вопрос стоит в нашей совместной повестке. Владельцы копирайтов как из России, так и из-за рубежа теряют в моей стране более полумиллиарда долларов в год легальных доходов. Но и российское правительство тоже теряет от недополучения налогов примерно 100 млн. долл. США ежегодно.

Верьте мне, мы не сидим сложа руки. Два года назад была создана специальная комиссия по борьбе с пиратством во главе с премьер-министром. В последние 2-3 года ужесточено законодательство. В этом году оно будет полностью соответствовать международным требованиям. Российские спецслужбы регулярно докладывают о наращивании усилении по отслеживанию производителей и розничных торговцев пиратскими материалами. Результаты есть. По данным специалистов, оборот пиратской продукции в России к концу 2003 года сократился на 15-20%.

Но давайте будем реалистами. Только лишь совершенствование некоторых законов, укрепление судебной практики и пиаровские программы вроде той, что показывает уничтожение контрафактных CD-дисков с помощью бульдозера, проблемы не решат.

Очевидным препятствием к значительному сокращению аудио-видео пиратства является цена. До тех пор пока разница в цене между законной и незаконной продукцией существенно не уменьшится, будет трудно искоренить этот исключительно прибыльный бизнес черного рынка. Нам нужно вместе подумать над тем, как снизить цену на лицензионную продукцию, которая сегодня недоступна кошельку подавляющего большинства российских покупателей. Люди не могут выкладывать 40 долл. США за аутентичную компьютерную программу или 20 долл. США — за лицензионный диск. И на рынке они не станут сознательно отказываться от новейшей на сегодня технологии.

По нашему мнению, нам нужно поразмыслить над тем, как снизить стоимость копирайта на аудио-визуальную продукцию. Одним из способов мог бы стать специальный график постепенного повышения рыночных цен на развивающихся рынках, который стал бы приемлемым для отраслей, более других страдающих от пиратства. Мы также предлагаем, чтобы партнеры, в частности, американцы, подумали над тем, чтобы переместить сюда предприятия по производству продукции, предназначающейся для реализации в России. Это существенно сократит объем производства на черном рынке и позволит применить один из способов отслеживания пиратов.

А пока что российская милиция, таможенная служба и торговые инспекторы совершают тысячи налетов на предприятия по производству и торговле пиратской аудио-визуальной продукцией, а нарушителей штрафуют или сажают за решетку. Однако нам следует иметь в виду, что, в соответствии с нашим законодательством, обвинение в посягательстве на авторский копирайт, нарушении законов о праве изобретателя или патенте может предъявляться лишь в случае, когда пострадавшая сторона предъявляет иск в местный судебный орган. Естественно, многие американские компании неохотно соглашаются ездить по различным регионам, чтобы там подавать судебные иски. В 2003 году всего 3 американские компании обратились в российские антитрестовские органы с жалобами на посягательства на их права.

Мало кто из зарубежных владельцев копирайтов имеют свои предприятия в России. Американские компании недостаточно тщательно отслеживают нарушения их прав в российских регионах. Например, корпорация «Microsoft» осуществляет уголовную защиту своих прав всего в четырех регионах Российской Федерации.

По оценкам правительства, в 2004 году ожидается сокращение производства и продажи контрафактной продукции. Однако совместные действия и компромиссы стократно повышают шансы в борьбе с пиратством в России и в других странах.

Герман Греф

The Wall Street Journal 05 апреля 2004

ИноСМИ.Ru

05 апреля 2004, 12:00

ИноСМИ.Ru

*