Девять дней 2007 года. Объявлена программа восемнадцатого «Кинотавра»
В прошлом году «Кинотавр» прошел на редкость удачно — именно после него все хором принялись утверждать, что российское кино уж на таком подъеме, что буквально голова кружится.
Особенное волнение вызвали дебюты — «Эйфория» Ивана Вырыпаева, «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова, «Свободное плавание» Бориса Хлебникова, «Связь» Авдотьи Смирновой — такой пакет новых имен, актерских, операторских, сценарных работ! Эти фильмы потом активно пошли по международным фестивалям, создавая видимость потока, успеха, развития.
В этом году недоброжелатели уже готовы были потирать руки, поскольку, как верно заметили на вчерашней пресс-конференции организаторы, этот фестиваль устроен таким образом, что его планку недопустимо понижать, и требования к нему только возрастают, а с другой стороны, чудеса случаются не каждый год, и вновь так удивить программой очень сложно. Но очень может быть, что все сложится и на этот раз, но уже совсем в другую картинку.
«Кинотавр» откроется фильмом Андрея Кончаловского «Глянец» по сценарию Авдотьи Смирновой. Эту картину про то, как простая девушка приехала в столицу покорять ее гламурное сердце (девушку, понятно, играет Юлия Высоцкая), пока почти никто не видел, и как сегодня положено произведениям крупных российских режиссеров, в конкурс ее даже не предлагают, так как соревноваться с другими автору кажется ниже его достоинства.
Фильм «Изгнание» увенчанного пышными венецианскими лаврами Андрея Звягинцева уже показали в Москве, как всегда широкому кругу очень избранных зрителей, и он вызвал самые разные отклики, полную гамму — от восхищения до ярого неприятия. Ему будет предоставлено почетное право «Кинотавр» закрыть.
Другой каннский конкурсант — Александр Сокуров — обещал показать в Сочи свой фильм «Александра» с Галиной Вишневской в роли матери убитого в Чечне солдата, как специальное событие, то есть в один из девяти рабочих дней.
Что касается конкурса, то он состоит из 14 картин, выбранных из более чем сотни снятых в этом году. Среди них есть несколько совсем свежих. Например, фильм Светланы Проскуриной «Лучшее время года» еще не закончен, и его даже не будут вносить в каталог, чтобы не сглазить, но если успеют, покажут в конкурсе. Дебют в полном метре прошлогодней лауреатки короткометражного конкурса Валерии Гай Германики «День рождения инфанты» тоже еще не закончен, но его взяли — за смелость, идею и те сорок минут, которые уже показали членам отборочной комиссии. Женщин-режиссеров, кстати, в кино становится все больше, программный директор фестиваля Ситора Алиева сообщила, что из 55 женщин, снимающих сегодня в России, семеро участвуют в конкурсе (а это значит, что либо качество женского кинематографа значительно выше среднего, либо программный директор подыгрывает своему полу).
А конкурс, даже если не ждать сюрпризов от дебютов, обещает борьбу. Новые фильмы представят на «Кинотавре» Кира Муратова («Два в одном»), Валерий Тодоровский («Тиски»), Марина Разбежкина («Яр») и Алексей Балабанов («Груз-200»). Последний фильм уже вызвал невероятно эмоциональный отклик у тех, кому довелось его посмотреть. В общем, тут дело даже не в кинематографе, этот фильм затрагивает какие-то очень важные струны у тех, кто помнит время, о котором он снят, 1984 год, время глухого застоя, страшной безнадеги и удушья, о которых многие скоро забыли, а многие их и не ощущали. Взрыв общественного мнения вокруг этой страшной картины совершенно неминуем — тут и вопросы о неизжитом, но загнанном в подсознании советском прошлом, призраки которого как-то особенно оживились сегодня, и о гранях допустимого в кино, о сильных средствах и социальных страстях. Возможно, именно этой картине Алексея Балабанова суждено стать центром споров и сражений на будущем «Кинотавре» — те, кто фильма еще не видел, столкнутся с уже подготовленным общественным мнением, и сложившаяся уже сегодня уверенность в том, что снят шедевр, еще неизвестно как повлияет на их восприятие.
Подробности во «Времени новостей».
***