Победой Сербии завершился в финской столице очередной конкурс «Евровидение». После триумфа 22-летняя сербская певица Мария Шерифович уже решила отказаться от карьеры управленца и целиком посвятить себя музыке. Любимая героиня СНГ Верка Сердючка, выступавшая от Украины, стала второй, а Россия, представленная новой группой «Серебро», заняла третье место. Отечественные «патриоты» уже успели назвать этот расклад «победой поднимающих голову славян».

Мария Шерифович из Сербии спела честную песню на родном языке и привезла «Евровидение» в Белград.

Фото: AP. JOERG CARSTENSEN

В субботу вечером российских зрителей у экранов традиционно ждали три части телешоу. Первая – самая заунывная – прослушивание песен. Вторая – интригующая – подсчет голосов. И третья – обсуждение результатов. Те немногочисленные вменяемые российские телезрители, которые дожили до третьей части, могли после эфира запросто опасаться за свое здоровье. Сначала собравшиеся в студии политики, продюсеры и участники «Фабрики звезд» им долго рассказывали про загнивающую Западную Европу, прозябающую внизу турнирной таблицы, и про поднимающих голову славян. А потом сообщили, что занявший шестое место Дмитрий Колдун из Белоруссии (за него ведущие с редкой навязчивостью призывали голосовать россиян) стал на самом деле победителем, в то время как второе место Верки Сердючки было названо провалом, саму Верку приравняли чуть ли не к врагам российского народа и в итоге предали анафеме, почему-то добавив, что после такого провала героиня Данилко больше не сможет заработать в нашей стране денег.

Между тем именно Андрею Данилко выпала в этом году роль персонажа, который встряхнул скучное соревнование поп-форматов. Такие фигуры на «Евровидении» появляются ежегодно и, растапливая сердца европейцев, как правило, занимают вторые-третьи места: то бельгийцы порадуют потрясающим фолком, то турки привезут безбашенный панк-рок, а в прошлом году, как известно, участники финской трэш-группы Lordi, напоминавшие скорее Фредди Крюгеров, чем музыкантов, добрались до первого места. За Сердючку проголосовали все те, кто относится к жизни проще. «Дансинх!» – кричала Верка, и раззевавшаяся от лирических баллад Европа каталась от смеха. Второе место – награда за очередную блестящую пародию.

Третье место России – большой и неожиданный успех продюсера Максима Фадеева. Посылать на конкурс никому не известный проект, сделанный из «фабричного» материала, – большая ответственность российской отборочной комиссии, которой в случае провала такого шага не простили бы. Однако, смастерив в своих лабораториях новое поп-трио, создатель Линды и Глюкозы возвращается в Москву на коне. За «Серебро» голосовала совсем другая аудитория, чем за Сердючку. Аудитория, привыкшая к западным поп-стандартам. Как раз на нее рассчитывали наши стратеги и под нее записывали песню.

Но, кидая в воздух шапки по поводу собственного успеха и успеха братьев-славян, нельзя закрывать глаза на то, что «Евровидение» в этом году, по сути, превратилось в соревнование между… Югославией и СССР. Экс-советские республики радовали друг друга баллами не меньше, чем осколки бывшей белградской федерации, несмотря на все политические междоусобицы. Несложно подсчитать, что эти государства при относительно удачной песне имеют фору как минимум в пару-тройку десятков баллов.

Подавляющий успех Восточной Европы подбросил дополнительных дровишек в костерок скандала, разгоревшегося за кулисами конкурса сразу после полуфинала. Неудачники обвинили шлягер-фестиваль в том, что он стал своеобразным восточноевропейским междусобойчиком, на котором страны, находившиеся когда-то на «красной стороне» железного занавеса, щедро обмениваются очками друг с другом, игнорируя западных участников. «Западу нужно объединиться. Конкурс превратился в войну!» – заявил вылетевший в полуфинале исландец Эйрикур Хаукссон. «О чем тут говорить! Восточная Европа голосует только за своих», – вздыхал еще один проигравший – датский трансвестит DQ. Некоторые представители западного шоу-бизнеса даже призвали разделить конкурс на западный и восточный, чтобы избежать голосований «солидарности».

С другой стороны, обвинения в награждении соседей очками касаются всех без исключения участников – и Северной Европы, и Средиземноморья. Забавно наблюдать, как финский зал освистывает решение Белоруссии присудить высший балл России или аналогичное решение Кипра относительно Греции и при этом овацией встречает свои 12 очков от Швеции и Исландии.

Некоторые эксперты отмечают, что идет процесс отмирания старого западноевропейского ствола «Евровидения», от «пенька» которого пошел зеленый «восточный» росток. Уже давно этот фестиваль на Западе интересует лишь две категории зрителей: гомосексуалистов и домохозяек. Нет ажиотажа, нет и качественных номеров. Едет лишь самодеятельность. Совсем другая картина в «новой Европе», в том числе в России, где к экранам телевизоров прикованы все – от глав государств до школьников. Именно «восток» поднял планку конкурса и, по сути, спас его от гибели. «Откровенно говоря, куда сложнее пробиться на национальном конкурсе в Сербии, чем на «Евровидении», – заявила накануне финала Мария Шерифович, ознакомившись с номерами западных стран.

Кстати, Марию теперь ждет полет на самолете, украшенном эмблемой «Евровидения», в шесть западноевропейских стран: Швецию, Данию, Германию, Нидерланды, Грецию и Испанию. Это первый «промотур» в истории конкурса, подготовленный и оплаченный Европейским вещательным союзом. По словам главного распорядителя «Евровидения» Сванте Стокселиуса, организаторы хотят «продлить шоу», чтобы вернуть к нему интерес западной публики. По просочившейся в прессу информации, несколько европейских «тяжеловесов» – возможно, Франция и Великобритания, собираются последовать примеру Италии и покинуть конкурс, на котором их представители идут от одного унизительного поражения к другому.

Подробнее: Новые Известия

Новые Известия

***