Футбольный клуб "Спартак" меняет хозяина и президента клуба ("Ведомости")
Как стало известно «Ведомостям», на этой неделе должна завершиться сделка по продаже самого титулованного футбольного клуба страны — «Спартака». Покупателем называют структуру, близкую к вице-президенту «ЛУКОЙЛа» Леониду Федуну. Аналитики оценивают сделку в $50 — 70 млн, а президенту «Спартака» Андрею Червиченко уже ищут замену.
Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» в прошлом году добыла 81,5 млн т нефти. Выручка «ЛУКОЙЛа» за девять месяцев 2003 г. составила $16,1 млрд, чистая прибыль — $3,065 млрд. Вице-президенту «ЛУКОЙЛа» Леониду Федуну принадлежат 4,6% акций компании.
«Спартак» основан в 1922 г. и является самым титулованным российским футбольным клубом: команда 12 раз выигрывала чемпионат СССР, 10 раз — Кубок СССР, девять раз становилась чемпионом России (последний раз — в 2001 г. ) , три раза выигрывала Кубок России. «ЛУКОЙЛ» является генеральным спонсором «Спартака» и платит ему $3 млн в год.
Покупка спортивных клубов становится модным увлечением российских бизнесменов. Летом прошлого года губернатор Чукотки Роман Абрамович приобрел английский футбольный клуб Chelsea, а в марте близкая к депутату Сулейману Керимову компания «Нафта-Москва» пыталась приобрести итальянский футбольный клуб Roma. Сделка не состоялась, и «Нафта-Москва» подписала спонсорский контракт на $60 млн с подмосковным клубом «Сатурн».
А на подходе уже новая сделка. Как рассказал «Ведомостям» источник, знакомый с ситуацией вокруг футбольного клуба «Спартак», его президент Андрей Червиченко продал около 90% акций клуба структуре, подконтрольной вице-президенту «ЛУКОЙЛа» Леониду Федуну. По словам источника, сделка еще не завершена, но будет закрыта в ближайшее время и Червиченко фактически уже не управляет клубом. В пятницу стало известно, что должность президента «Спартака» была предложена Никите Симоняну, первому вице-президенту Российского футбольного союза (РФС) , но тот отказался.
Связаться с Федуном и Червиченко «Ведомостям» не удалось. В футбольном клубе от комментариев отказались.
Но информацию о сделке подтвердил президент одного из клубов российской премьер-лиги. По его данным, 90% акций «Спартака» принадлежат теперь Леониду Федуну или близким к нему структурам, а 10% остались у Червиченко. «После ухода Червиченко фактически в клубе ничего не поменяется. Но это успокоит многочисленных болельщиков клуба, которые, мягко говоря, негативно относятся к его президенту», — говорит он.
Болельщики «Спартака» выходят на трибуны с плакатами «Чемодан — вокзал — Ростов», намекая на то, что президенту лучше вернуться в родной город. Два года назад, когда Андрей Червиченко стал президентом команды, она заняла 3-е место в чемпионате России, а в прошлом сезоне — только 10-е место. Гендиректор ФК «Динамо» и бывший гендиректор ФК «Спартак» Юрий Заварзин считает, что за последние два года «Спартак» заметно сдал позиции как в спортивной, так и в хозяйственной сфере. «Сегодня у клуба почти нет активов — только база, офис и стадион «Алмаз», а зрительская аудитория заметно сократилась», — говорит бывший руководитель «Спартака».
Между тем вице-президент «ЛУКОЙЛа» Леонид Федун готов тратить деньги на российский футбол. Почти два года назад после фиаско нашей сборной на чемпионате мира он и Василий Шахновский из «ЮКОСа» предложили РФС из своих личных средств перечислять $1 млн ежегодно на зарплату тренеру-иностранцу. В этом году Федун вошел в мировой список миллиардеров журнала Forbes с состоянием $1,3 млрд.
Официальный представитель «ЛУКОЙЛа» сказал «Ведомостям», что компания не покупала и не собирается покупать акции «Спартака». Про интерес Федуна к команде в компании ничего не известно. «Но если это и правда, то это его частный проект. А такие вещи мы не комментируем», — говорит представитель компании.
Руководитель одного из клубов российской премьер-лиги оценивает 90% акций «Спартака» примерно в $50 млн, президент другого клуба — в $70 млн. А по мнению Антона Дерлятки, консультанта консалтинговой компании AT Kearney, «Спартак» наряду с ЦСКА имеет самый большой потенциал для инвестиций. «Спартак» до сих пор остается известным в России и за ее пределами брэндом. Для ведения нормального спортивного бизнеса клубу не хватает только своего полноценного стадиона, полагает он.
Глеб Крампец Дмитрий Симаков Роман Кутузов
Ведомости 05 апреля 2004 № 57 (1097)
*