12 мая 1854 года Самара пережила очередной страшный пожар. Он начался в семь утра на Преображенской улице (Водников) с бани мещанина Кукарина. Северный ветер перенес пламя на соседние постройки. Во всех церквях города ударили в колокола. Помогать пожарным, солдатам местного гарнизона прибежали сотни людей. Они разбирали деревянные строения, чтобы не дать пламени распространиться, накрывали их мокрыми парусами.

Особенно упорно люди пытались отстоять ту часть улицы, с которой огонь мог перекинуться на храм Успения Божией Матери с приделом во имя Святителя митрополита Алексия, предсказавшего когда-то блистательное будущее Самары. Все напрасно. Но пока шла эта борьба, люди все же смогли вынести иконы, церковную утварь, заложить снаружи окна храма кирпичом, сняли даже малые колокола.

Храм загорелся со шпиля на колокольне. Шпиль рухнул вместе с крестом на землю. Огонь охватил деревянные перекладины, на которых крепились колокола. Самый большой из них, праздничный, весом в 350 пудов, пробив полы деревянных ярусов, каменный свод, упал на мусор, не разбившись.

Огонь тем временем шел вдоль Волги, пожирая и ту часть города, где стояли новые дома, построенные после пожара 1850 года, вышел к Хлебной площади. Ветер обрел такую силу, что головни полетели за реку Самара. Они зажгли крышу одного ветхого строения, от которого огонь перекинулся на девять домов и четыре салотопенных завода.

Пожарные трубы за реку послать было невозможно: препятствовал высокий разлив реки. Отправили 20 лодок с людьми для спасения жителей, имущества.

Пожар бушевал до пяти утра. Люди не пострадали. Но сгорели театр, Успенская церковь, квартиры уездного казначейства, городской полиции, земского суда, уездного гражданского и духовного училищ, 55 каменных, 15 полукаменных и 80 деревянных домов. На страховку от огня могли рассчитывать только владельцы 38 из них. Нелегко было самарцам и отстраиваться заново: цены на лес сразу поднялись на 15 – 20 процентов.

Правительство выделило на оказание помощи погорельцам 6 тысяч рублей.

*