Поведение Эстонии осложняет проведение саммита РФ-ЕС в Самаре. Обзор прессы
В четверг западные СМИ пишут об отношениях России и Эстонии, предстоящем саммите РФ-ЕС в Самаре и о прошедшем накануне праздновании Дня Победы. Все эти события интерпретируются газетами как свидетельство дальнейшего ухудшения отношений Москвы с Евросоюзом.
Американская газета The New York Times обнаружила в праздничной речи российского президента Владимира Путина сравнение политики США и Третьего рейха.
Как показалось американским наблюдателям, в речи, произнесенной в среду по случаю 62-й годовщины разгрома нацистской Германии, президент Владимир Путин косвенно провел параллели между внешней политикой США и курсом Третьего рейха. Эти высказывания продолжают череду резких критических заявлений России о внешней политике США, касающихся Ирака, противоракетной обороны, расширения НАТО и одностороннего подхода США к международным делам в целом, считает издание.
Многие россияне видят в этой растущей жесткости отражение недовольства России тем, что на Западе игнорируется ее позиция, в особенности неприятие расширения НАТО. Однако за рубежом многие расценили, что этот новый тон знаменует возвращение России, окрыленной своими нефтяными богатствами, к враждебности в духе холодной войны.
Параллель, которую провел Путин, вовсе не была лейтмотивом его выступления – прямого обращения с поздравлениями к российским ветеранам Второй Мировой войны, именуемой здесь Великой Отечественной. Путин выступал с трибуны мавзолея Ленина на Красной площади перед войсками, выстроившимися для проведения военного парада.
Путин назвал День Победы праздником «огромного нравственного значения и объединяющей силы» для России, а затем перечислил уроки, которые современный мир должен вынести из этого конфликта. «Мы не вправе забывать – причины всякой войны нужно прежде всего искать в ошибках и просчетах мирного времени», – заявил Путин.
«Тем более, что и в наши дни таких угроз не становится меньше, – продолжал он. – Они лишь трансформируются, меняют свое обличье. И в этих новых угрозах – как и во времена Третьего рейха – все то же презрение к человеческой жизни, те же претензии на мировую исключительность и диктат».
Французская Le Monde в редакционной статье пишет о «Похолодании между Россией и Европой». За несколько дней до проходящего раз в полгода саммита Россия-ЕС, который запланирован на 17-18 мая в Самаре, напряженность двусторонних отношений достигла наивысшей точки со времен падения Берлинской стены. Список спорных вопросов удлиняется, а заявления Москвы характеризуются все меньшей любезностью.
Решение Польши и Чешской республики разместить на своей территории элементы американского противоракетного щита не устроило Россию. Произнеся в Мюнхене речь, слишком сильно отдающую духом холодной войны, Владимир Путин пригрозил выйти из двух договоров по ограничению вооружений, принятых в связи с исчезновением враждующих блоков в Европе. Конфликт, разразившийся в настоящий момент между Эстонией и Россией из-за переноса памятника советскому солдату из центра эстонской столицы на воинское кладбище на окраине города, еще больше отравил отношения России со всем Европейским союзом, несмотря на сдержанную реакцию Брюсселя.
Сейчас, когда ЕС и Москва должны вести переговоры о продлении двустороннего соглашения о сотрудничестве или даже стратегическом партнерстве, «друзья», на которых мог рассчитывать Путин, один за другим уходят из власти. Ангела Меркель не разделяет восхищения Герхарда Шредера «кристально чистым демократом» Путиным, и Николя Саркози не собирается следовать примеру Жака Ширака в вопросе личных отношений с главой Кремля. Нельзя сказать, что канцлер Германии и новый президент Франции недооценивают роль России в мире, но они решительно настроены не дать себя запугать, считает издание.
Другая статья Le Monde также продолжает эту тему.
Помимо энергетических вопросов, импорта польского мяса, американского противоракетного щита, есть и другая тема – исторической памяти и интерпретации, которую дают в Балтийских странах вступлению на их территорию Красной армии во время Второй мировой войны. Эта тема еще больше усложнила отношения между Москвой и европейскими странами накануне саммита Россия-ЕС в Самаре.
На этой встрече в верхах планируется рассмотрены такие спорные вопросы, как статус Косово, вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и урегулирование «замороженных конфликтов» в Европе, в частности в Приднестровье.
Испанская El Pais защищает позицию Эстонии. «Если в Испании мы положительно реагируем на переименование улиц, ранее носивших имена франкистов, и демонтаж соответствующих памятников, то и Эстония имеет полное право на перенос из центра Таллина памятника, именуемого Бронзовым солдатом, который воздвигли советские власти в память об освобождении из-под ига нацистов», – высказывает мнение автор статьи.
В условиях, когда громадный сосед пытается перекрыть ей кислород, Эстония заслуживает абсолютной солидарности со стороны других членов Евросоюза, но они поддерживают ее вполголоса, учитывая, что в этой кризисной ситуации необходимо успокоиться и взглянуть на ситуацию трезво.
Также «В защиту Эстонии» выступает и британская The Daily Telegraph. Эта газета советует российскому президенту Владимиру Путину вспомнить историю.
На вчерашнем параде в память об окончании Второй мировой войны на Красной площади российский президент обвинил эстонское правительство в том, что оно принижает значение этого исторического конфликта, оскверняет памятник героям войны, оскорбляет собственный народ и сеет раздор между государствами. Британское издание называет это заявление нелепым.
По мнению газеты, Москве не стоит удивляться, что у ее маленького соседа иная точка зрения на историю Второй мировой. После подписания пакта Молотова-Рибентропа между Советским Союзом и фашистской Германий в 1939 году Сталин оккупировал Эстонию и депортировал тысячи людей в сибирские лагеря. В 1941 году многие эстонцы встретили войска вермахта, двинувшиеся на восток в ходе операции «Барбаросса», как освободителей, хотя энтузиазм по этому поводу быстро угас.
Но худшее было впереди: отступление немцев в 1944 году привело ко второй волне красного террора и колонизации за счет большого притока русского населения. Оккупация продолжалась до 1991 года, когда страна стала независимой.
Homo soveticus считает себя освободителем Эстонии от фашистского ига, пишет издание. Эстонцы же считают, что из-за него целое поколение жителей страны не имело права на самоопределение.
Немецкая газета Die Welt публикует интервью с министром иностранных дел Эстонии Урмасом Паэтом.
Он считает отношения России и Эстонии «скорее плохими». «Наше посольство в Москве было блокировано, при этом была нарушена Венская конвенция, мы стали мишенью хакерских атак», – сказал министр.
Комментируя заявление Герхарда Шредера, который осудил Эстонию, глава МИД отметил, что «от немецкого политика мы такого не ожидали». «Шредер перенял язык российских официальных лиц. Но чему тут удивляться – на этом языке разговаривает его хозяин «Газпром», – считает Паэт.
При этом в целом он выразил удовлетворение поддержкой позиции Эстонии со стороны ЕС и НАТО.
***