Из серии «Субкультура» Огромные подведенные тушью глаза на белом от пудры лице, торчащие во все стороны волосы цвета вороньего крыла и черная одежда… Обычный человек может называть их ненормальными, сектантами или даже сатанистами, но сами они выбрали для себя другое имя — ГОТЫ.

Дети тьмы

Это не дикие племена, предки германцев. Это люди в черном. Чернота у них снаружи и внутри.

Корни готической эстетики — в средневековье, в мрачных временах чумных эпидемий и кровавого разгула инквизиции. Именно оттуда современные готы позаимствовали таинственную бледность, черные одежды и непонятное для остальных поклонение перед смертью. Готы в том виде, который известен сейчас, появились примерно в 1979 году, после выхода фильма «Голод». Двух главных героев, вампиров-убийц, играли Дэвид Боуи и Катрин Денев. Египетский крест, которым они прокалывали горло своей жертвы, тут же стал символом готической тусовки. А песня из саундтрека группы Bauhaus под названием «Bela Lugosi»s dead» теперь настоящий гимн новых поклонников Тьмы.

Заунывная музыка с депрессивными текстами о смерти, мраке и зле мгновенно стала бешено популярной. Толпы панков, уставшие от угара конца 70-х, ломанулись под черные знамена Великой Богини Луны. Движение развивалось в мрачно-романтическом стиле: люди изводили кучу косметики на депрессивно-агрессивный макияж, перекрашивали одежду в угольный цвет, а по ночам выли на луну, мечтая о смерти.

Большое значение готы придают шокирующей внешней атрибутике. Макияж — под «трупы», «вампиров», «ведьм-колдунов». Однако эта атрибутика предназначена для посещения клубов, пребывать на улице в таком виде готы обычно опасаются. Одежда в стиле «унисекс» и декларируемая андрогинность готов иногда не дает возможность определить пол подростка-гота. Заметной частью субкультуры является «фетиш — эстетика», взявшая внешние атрибуты у садомазахистов (SM), а для готов-вампиров – бисексуальное поведение. При этом гомосексуализм может выступать как в качестве декларируемого, так и в качестве реального поведения. Практикуются прогулки по кладбищам и поклонение всему, что связано со смертью, причем сами готы рассматривают это как наиболее существенное отличие своего движения от остальных молодежных субкультур.

Dark culture («темная культура»)

Места тусовок

Готическая субкультура, как и любая активная субкультура, характеризуется наличием «сцены». Scene обозначает как группу (движение), так и тусовку, как место сбора, так и ареал распространения данного движения. Кроме того, сюда же входит инфраструктура развлечений и времяпровождения. Это – клубы, пабы, регулярные концерты готических групп, условленные места сбора в заброшенных зданиях, на кладбищах.

Готическое мировоззрение

В целом готы характеризуют свое мировоззрение как «романтично-депрессивный взгляд на жизнь». Эталонному образу гота присущи: замкнутость, «частые депрессии», меланхолия, повышенная ранимость, мизантропия, эстетство, мистицизм, неприятие стереотипов поведения и стандартов внешнего вида.

Также характерной чертой большинства готов является восприятие смерти как фетиша. В контексте готической культуры часто употребляется слово «танатофилия». Сами готы дают ему следующее толкование: «этот термин (танатофилия) следует рассматривать как стремление индивида к использованию практик и сюжетов, связанных со смертью и умиранием, а именно посещение кладбищ и руин, заимствование некоторых элементов декадентской эстетики, игры в вампиров (не мертвых и не живых). В исходном смысле «танатос» не есть стремление к смерти или стремление умереть, но скорее возможность, потенция разрушать, инстинкт смерти более развитый у мужчин, чем у женщин, тесно связанный с понятием «эрос».

Характерными чертами готов является стремление к артистичности и самовыражению, проявляющееся в работе над собственным внешним видом, в занятиях искусством и т. п.

Внешний вид, символика и атрибутика отдельных течений

Antiquity GOTH

«Антикварные готы» (Antiquity имеет смысл перевести именно как «антикварные», а не как «античные») — наиболее романтизированные представители движения, отдающие в имидже предпочтение стилю определенных исторических эпох.

Одежда:

— женская: корсеты, кружевные платья, созданные по мотивам платьев Викторианской эпохи, эпохи Ренессанса и т.д., плащи, кофты с воланами, длинные кружевные юбки. Материалы — бархат, парча, шелк, кружева.

— мужская: камзолы, белые кружевные рубашки (с жабо и оборками на рукавах), плащи, штаны (кожа или винил).

Обувь: остроносые ботинки или сапоги.

Украшения: В основном из серебра (часто являющиеся копиями оригинальных средневековых украшений) диадемы, кольца, ожерелья. Изделия с полудрагоценными черными камнями, иногда с жемчугом.

Прическа:

— женская: волосы или собранные в хвост или хитро уложенные (в викторианском стиле, эпохи ренессанса), естественных цветов.

— мужская: длинные волосы или распущенные или собранные в хвост, естественных цветов (черный, белый), иногда выбритые виски и волосы зачесаны на одну сторону.

Аксессуары: перчатки, веера, маленькие дамские сумочки. Грим отсутствует.

ANDROGYN GOTH

Андрогинные готы выделяются в основном только за счет внешнего вида. Большая часть их выглядит так, что трудно понять, представитель какого пола перед нами. Лица мужского пола часто носят юбки, часто тяготеют к «фетиш — эстетике».

Одежда:

— женская и мужская: юбки (как длинные, так и короткие), кофты-сетки, различная латексная и виниловая одежда — штаны, топы, бандажи, корсеты.

Обувь: военная обувь или «фетиш- обувь» (высокие каблуки, ботинки с застежками).

Украшения: серебряные украшения, кулоны, кольца, браслеты, цепочки, серьги, «анкхи».

Прическа:

— женская и мужская: разная, но по большей части «бесполая». Чаще всего длинные прямые волосы или «взрыв на макаронной фабрике».

Аксессуары: из области «фетиш эстетики» — шипованые ошейники, бандажи.

Грим: обведенные глаза, губы; все направлено на то, чтобы скрыть половую принадлежность.

VAMPIRE GOTH

Готы, тяготеющие к «вампирской» эстетике. Они считают себя вампирами, часто наращивают или имплантируют себе длинные клыки, иногда пользуются зубными протезами с клыками, в одежде предпочитают романтический стиль.

Одежда:

— женская: корсеты, кружевные платья (копии платьев Викторианской эпохи, эпохи Ренессанса и т.д.), плащи, кофты с воланами, длинные кружевные юбки. Самый используемый материал — бархат. Доминирующие цвета: кроваво-красный и черный.

мужская: камзолы, белые кружевные рубашки (с жабо и оборками на рукавах), плащи, штаны (кожа или винил). Часто используемый материал – бархат. Доминирующий цвет — черный.

Обувь: «готические» остроносые ботинки или сапоги.

Украшения: серебряные украшения, иногда используются ошейники. «Анкхи» обязательны.

Прическа:

женская: длинные волосы распущенные или собранные в хвост часто со сложной укладкой (в викторианском стиле, в стиле эпохи ренессанса), естественных цветов.

мужская: длинные волосы — распущенные или собранные в хвост, естественных цветов, иногда выбритые виски и волосы зачесаны на сторону.

Аксессуары: клыки, длинные накладные ногти, цветные контактные линзы (желтые, красные, зеленые или белые), иногда с кошачьей формой зрачка.

Грим: по большей части – минимальный, направленный на подчеркивание черт лица.

В целом можно сказать, что готы носят черные одежды, красят ногти, волосы и губы в черный цвет и подводят глаза. Хотя это описание подходит не ко всем готам, но большая часть выглядит именно так. Разнообразием во внешнем виде готы обязаны, в первую очередь, уже упомянутому стремлению к артистизму и самовыражению. «Готический имидж» достаточно разнообразен.

Много Эдгара Алана По и Брэма Стоукера

Американский культуролог Дунья Брилл из Университета Сассекса в своей диссертации по культурологии, посвященной культуре готов, пришла к удивительным выводам. Многие молодежные субкультуры побуждают людей бросать школу и совершать противозаконные поступки. Однако именно поклонники мрачной готической культуры получают хорошее образование, редко бросают школу и часто бывают первыми учениками. Эта субкультура пробуждает интерес к классическому образованию, особенно к искусству, считает Брилл. «Готы обычно представляют собой странных интеллектуалов, которые начали видеть мир по-другому». По ее мнению, готы обычно выбирают профессии, связанные с веб-дизайном, программированием или журналистикой.

Готический манифест – «Die laughing!» (Умирай улыбаясь!)

Anna-Maria

С большой буквы. Прежде всего, гот – это романтик. Романтик с большой буквы, для которого важна Свобода. Свобода — тоже с большой буквы.

Но человек живет в мире людей и вынужден считаться с его законами. В этих условиях Свобода трансформируется в разумный эгоизм и прагматизм. Однако далеко не всегда хочется обитать в нашем ханжеском, жадном, вороватом, уродливом и невежественном обществе. Мы хотим жить в дружественном и благородном сообществе и намереваемся отказывать вороватой серости в праве вторгаться в нашу жизнь. Пусть называют это эскапизмом – но это защитная реакция от надменного понукания и попыток ханжей влезать в душу своими немытыми лапами. Мы назвали бы этот путь элитарностью. Элитарные группы, подобные готам, не поддающиеся гипнозу пошлого масскульта, существовали во всех культурах в различных обществах. Мы не хотим иметь в качестве идеала упрощенных и выхолощенных героев в «новорусских» ремейках старых сказок. Это наш идеал? Не хотим!!!

Культура утонченности. Мы неагрессивны, однако способны отстаивать себя, свое достоинство и идеалы. Возможно, эта неагрессивность связана с большим количеством девушек, которые имеются в рядах готов. А может – с нежеланием придерживаться морали кулачного права.

Готика – явление европейской культуры. Но в этой фразе главным словом является «культура». Культура – это то, что отличает нас от животных. Культура может и имеет право ограничивать Свободу. «Мы такие – какие мы есть», могут сказать и дети помойки. Свобода быть свиньей, возможно и имеет право на существование, но готы – не свиньи! Оставим свинство детям помоек и ханжам, которые, прикрываясь разглагольствованиями о христианской культуре, благословляют лысых отморозков разрисовывать могилы фашистскими знаками. Памятники истории, архитектуры и культуры достойны преклонения. Избрать местом своего нахождения старинные места скорби – значит сделать их атмосферу частью своей поэзии… Можем ли мы вести себя как вандалы? Нет, не можем и не должны. Темная эстетика предполагает возвышенную утонченность, печальную созерцательность, викторианскую романтичность, сумеречный аристократизм, а не грязное варварство «детей помойки» и кошкодавов. А вот бескультурье – понятие интернациональное. И нам одинаково неприятны как скинхеды, грабящие в темных подворотнях тех, кто слабей, прикрываясь «расовой теорией», так и таджикские цыгане – приезжающие в наш город «на заработки» — для обворовывания прохожих. Мы выше национализма.

Между светом и тьмой. Мы приверженцы темной эстетики. Но «темное» не есть зло. Если «свет» рассматривать как синоним «порядка», то «тьма» — символизирует хаос, изменчивость. Возможно, найдутся фанатики, которые готовы жить при абсолютном «свете» или при абсолютной «тьме», но это уже из области патологии. Мы живем в мире, где есть место и тьме и свету, где они постоянно сталкиваются, и, словно обволакивая друг друга, образуют причудливые узоры, там, где есть место мерцающей красоте, тайне. Это особенно важно в тех условиях, когда понятие «свет» взято на вооружение ханжами, и, благодаря этим хозяевам криводушных истин, символом «света» стало пуританство. В «свете» стало неуютно.

Темная эстетика – это поэзия, литература, арт, музыка. Темная эстетика – это то, что дает смысл жизни людям, уставшим от телевидения, желтой прессы, музыки, рассчитанной на примитивные инстинкты приматов,… она дает пищу для интеллекта, для созидания, ее могут понять и принять лишь избранные. Она не ограничивает себя какими-то рамками, кроме тех, которые каждый налагает на себя сам.

Темный эстет – истинный ценитель прекрасного. Он чувственен и изыскан, его привлекает все таинственное и необычное. В свою очередь чувственность и ощущение прекрасного трудно ожидать от людей, не обремененных интеллектом, культурой и аристократичностью. Для этого плебса важны наращенные на гормонах мышцы, агрессия и выползшая из тюремных бараков мораль.

В противовес этому грубому герою безликой человеческой толпы, готы подчеркивают свою утонченную изысканность, интеллект и интеллигентность, которые имеют свои внешние символы: утонченная аристократичность, чувственная нежность, длинные волосы, мягкость поведения, подчеркнуто астеническое телосложение и поэтичность. Разумеется, у «перекаченных кабанов», имеющих гору мышц и зачатки интеллекта, будут возникать усмешки по поводу утонченно-женственного парня – гота в отношении его некабаньего вида. Но он не «дистрофик», не «одевается как баба» – это иная, интеллектуальная культура, ориентированная не на грубую силу, а на отточенность ума.

В мире чувств. В нынешнем пуританском обществе принято скрывать проявления дружбы. Любой дружеский эмоциональный взгляд тут же будет истолкован как проявление извращения. Но если готу при обращении к другу не хочется делать свой взгляд искусственно выхолощенным и безжизненным? Это у них – у пуритан – дружба сведена к меркантильным, деловым отношениям. Представьте себе бескорыстного друга – Гобсека или мерзейшего Иудушку Головлева. Ваши ли это идеалы дружбы? И имеют ли моральное право такие нравственные уроды диктовать нам с кем и как дружить, и как внешне проявлять свои чувства к друзьям или знакомым?

При всей меланхоличности в наших отношениях, мы хотели бы открытости в выражении симпатий и антипатий. Поэтому гомоэротика (вспомните «Интервью с вампиром») – это не тема постели – это вопрос эстетики. Хотя для людей с неразвитым интеллектом, вопрос об эстетике слишком сложен. Увидев увлеченную беседу двух парней со светящимися от симпатии глазами, для неотягощенного интеллектом пуританина, вывод однозначен: беседа закончится кроватью. Это просто другая культура, другая мораль. Во всем видеть только греховное и страшиться всего того, что хотя бы косвенно напоминает это греховное. Мы не пуритане! Пусть ругают за глаза и тайно завидуют! Они этим обделены и знают это. Отсюда и злость. Отсюда агрессия и попытки подачи всего в ущербном и извращенном виде.

Мировая скорбь. Считается, что готам свойственно меланхолическое восприятие мира. Это не признак надменности или спеси. Просто понимание того, что в мире помимо красоты есть и уродство – вызывает грусть, а отстраненность – дает способность оценить изящество такой игры.

На становление и самосознание готов большое значение оказали сатанисты, от коих готы почерпнули некоторые символы: крест, и, в меньшей степени, пентаграмму. Крест, как прямой, так и перевернутый. Эта атрибутика воспринимается нами как честь темной эстетики, без привкуса идеологии и философии. Почитание символов смерти – характерная черта этики готов. Она не связана с сатанизмом, где этим символам придается не эстетическое, а оккультное значение. Наша эстетика — романтизм и чувство прекрасного, печальная созерцательность и меланхолическая утонченность. Мы любим размышлять на фоне древних развалин, в безлюдных местах суровой дикой природы и покрытых пылью веков местах скорби.

К сожалению, не повезло нашему региону с древними развалинами. А развалины того, что есть, обычно усыпаны штукатуркой, битым кирпичом и деревянной щепой. Индустриальная романтика – это на любителя. Однако нам повезло с природой: муаровый закат умирающего солнца тонет в большой воде реки.

Готическое уединение и тепло друзей: о Верлене, об Уайльде, о Бодлере.

«Вы помните, что видели мы летом? Мой ангел, помните ли вы?».

Текст: Ольга Петропавловская, обозреватель Медиа группы «Ваш выбор»

Фото: Денис Сарбаев

*