Новости Голливуда: «Человек-паук: враг в отражении»
Русское прокатное название очередного фильма из американского сериала-блокбастера Spider-Man 3 отражает, простите за игру словами, больше, чем простенькое американское «Человек-Паук 3». «Человек-паук: враг в отражении» сразу частично приоткрывает завесу над тайной этого фильма.
То, что у «человека-паука» всегда есть враг, – дело понятное. А вот что это такое за отражение, надо разобраться. Вот весь третий френчайз «Человека-паука» этому и посвящен. И, конечно, было бы наивно предположить, что какой-то записной враг нашего героя будет где-то там отражаться – в зеркале, в воде, в окне… Зная тенденции сегодняшнего коммерческого кинематографа, отражающего социальную психику и общественные психозы нашего времени, можно было смело предположить, что мы увидим темные стороны характера Питера Паркера и столкнемся с целым рядом метаморфоз других привычных персонажей.
Говоря о содержании фильма более конкретно, я не рискую раскрыть какие-либо сюжетные тайны, потому что картина в России вышла на день раньше, чем у нас в Америке, и молва уже пошла. Поэтому не обессудьте.
Итак, мы застаем Питера Паркера (Тоби Магуайр) в довольно благостном состоянии. Его alter ego – человек-паук Спайдермен – стал народным героем Нью-Йорка, но его имидж слегка приелся даже нью-йоркским детишкам, не желающим, как им советует Питер, посмотреть ролик о Спайдермене на гигантском световом табло Таймс-cквера. Питер довольно успешно сочетает спасение людей в чрезвычайных обстоятельствах (как, например, при аварии башенного крана, пропарывающего небоскреб) с лирическими отношениями с Мэри Джейн (Кирстин Данст). Мэри Джейн получила роль в мюзикле на Бродвее, Питер же получил от тетушки ее обручальное кольцо с намерением вручить его Мэри Джейн во время обеда во французском ресторане.
Все это звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой сколько-нибудь долго.
Я уже не говорю о такой мелочи, как ранняя попытка давнего друга Питера и Мэри Джейн Гарри Осборна (Джеймс Франко) убить Питера, мстя за смерть отца – Зеленого Гоблина, которого, как думает Гарри, убил Питер. В результате этого первого по сюжету крупного столкновения Гарри проигрывает и от падения теряет память, став снова милым Гарри, а не неуловимым мстителем. Настолько милым, что на определенном этапе развития сюжета он чуть было не уводит Мэри Джейн от Питера.
Что касается нашего главного героя, то мы начинаем вместе со сценаристами Сэмом и Айвеном Рэйми и Алвином Сарджентом и режиссером Сэмом Рэйми замечать, что слава человека-паука начала слегка кружить голову Питеру. От этого недалеко и до перерождения.
Авторы придумали не вполне удачный ход для формального обоснования превращения Питера в собственную противоположность. С неба валится какой-то мини-метеорит, из которого вылезает какая-то ползучая субстанция. Естественно, черного цвета. С этого момента (пардон, месье Стендаль!) начинается «Красное и Черное». Конечно, конечно, эта чернота заползает в красную (по-русски это может значить и «красивую») душу Питера, и он на какое-то время становится нехорошим черным человеком-пауком.
Кое-какие основания у него для этого есть. Мэри Джейн, разруганная критиками (горе мне!) и приревновавшая Питера к спасенной им типовой блондинке (парня можно понять!) Гленн Стэйси (Брайс Даллас Хауард), ищет утешения у помягчавшего на время Гарри. Что еще больше злит почерневшего Питера, и он становится уж совсем нехорошим парнем. Хотя понятна философская подоплека почернения Питера: это небеса ниспослали ему испытание на прочность.
Религиозный мотив, который, что интересно, грешит против политической корректности, в фильме будет позднее еще более ощутим. Но пока Питера не одолеют адовы муки сопротивления черной дьявольщине в его душе, он будет – стыдно признаться – куда более интересен в черном, чем в красном. Если в сценах, где Питер-человек-паук – сильно сладкий, актер Тоби Магуайр не более чем адекватен и лишь умело подставляет камере свое юное не по годам и наивное лицо, то в сценах, где Питер, купаясь в своей черноте, становится неотразимым плейбоем (во всяком случае в своих глазах), Магуайр демонстрирует свой серьезный актерский диапазон, подтвержденный его ранними работами в кино – «Ледяной ветер», «Разбирая Гарри» и «Правила виноделов».
Честно признаюсь, что я во время этих сцен отставил свой критический скептицизм по поводу жанра в сторону и просто получал удовольствие. Равно как и в ностальгический момент, когда Гарри и Мэри Джейн затанцевали почему-то под почти забытый ныне твист (учитывая популярность френчайза, нельзя ли ожидать возрождения популярности этого забавного танца?).
В своем философско-жанровом порыве авторы укрепили силы зла завистливым фоторепортером Эдди Броком, которого изыскано иронично играет восходящий талант Тофер Грэйс, и Песочным Человеком, в которого по трагической случайности, связанной с тайными военными экспериментами (удар слева!), превратился сбежавший из тюрьмы преступник Флин Марко (Томас Хэйден Черч).
Поскольку в начале фильма Марко проявляет любовь к больной дочери, ясно, что с ним не все так просто. И хотя он действительно убил дядюшку Паркера, Питер – после решительного сражения и поражения двух противников – милует Марко. Зато дьявольское творение, в которое превращается Эдди Брок, не желающий спасти свою грешную душу, что ему предлагает Питер, подвергается чисто религиозному экзорцизму. Изгоняющий дьявола Питер Паркер в конце фильма снова становится святым. Что от него и ожидалось.
Но кольцо тетушки Мэри Джейн так и осталось не предложено. Ждите четвертой серии.
Сергей Рахлин
Лос-Анджелес
04.05.2007
***