В ЛИИ им. Громова на самолете-лаборатории Ил-76ЛЛ начались летные испытания двигателя НК-93, разработанного в Самаре. Это первые в мире испытания авиадвигателя со сверхвысокой степенью двухконтурности — важнейшим параметром, определяющим тяговые и экономические характеристики двигателя. Увеличение этой степени позволяет значительно снизить расход топлива, повысив экономичность самолета.

Испытания продлятся до середины августа 2007 года. Планируется выполнить 25 полетов для экспериментального подтверждения основных эксплуатационных характеристик силовой установки. Ил-76ЛЛ с двигателем НК-93 будет продемонстрирован на Московском международном авиационно-космическом салоне МАКС-2007. Работы по созданию двигателя начались в самарском научно-техническом комплексе под руководством Николая Кузнецова еще в конце 1980-х годов. Винтовентиляторный двигатель НК-93 со степенью двухконтурности 16,7 предназначен для установки на новое поколение модификаций пассажирских (Ил-96МК, Ту-204-200) и транспортных (Ил-106, Ту-330) самолетов. Технические характеристики двигателя не имеют аналогов. Его экономичность на 12-20% выше, чем у серийных российских и зарубежных двигателей этого класса. Установка НК-93 на Ту-330 увеличит дальность полета этого лайнера при максимальной нагрузке и ряде эксплуатационных преимуществ примерно на 50%. Применение НК-93 также позволит получить акустические и экологические показатели самолета, соответствующие как действующим, так и перспективным нормам ИКАО.

(ИТАР-ТАСС

КОММЕРСАНТЪ — СРЕДНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ)

Планетарный редуктор рассчитывается на ресурс 2000 ч, а межремонтный ресурс должен составлять 7500 ч. Пять опытных редукторов наработали во время испытаний 400 ч, а наивысшая наработка одного из редукторов — 200 ч. СГНПП Труд изготовил специальный стенд для проведения испытаний редукторов на выносливость.

КПД и мощность, подводимая планетарным редуктором на ступени вентилятора, были определяющими факторами для выбора числа лопаток каждой ступени вентилятора. Первая ступень, к которой подводится 40% мощности, содержит 8 лопаток, а вторая ступень, получающая 60% мощности, 10 лопаток.

Все саблевидные лопатки первой и второй ступеней вентилятора имеют угол стреловидности 30, а угол их установки может изменяться в диапазоне 110. Предполагается, что форма лопаток вентилятора позволит двигателю НК-93 удовлетворять нормам на шум ИКАО (глава 3) во всех контрольных точках.

В настоящее время вентиляторы пяти опытных двигателей оснащены лопатками из магния. Однако на серийных и опытных двигателях, которые намечается производить в будущем, предполагается устанавливать вентиляторы с лопатками из эпоксидного графитопластика.

(Уголок неба)

***