В Русском музее открылась выставка «Картины о жизни», на которой представлена русская жанровая живопись середины XIX–начала XX века из частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга.

Любителям жанровой живописи на выставке в Русском музее есть что поискать

Фото: Михаил Разуваев / Коммерсантъ

Жанровая живопись XIX века – увлекательнейший сюжет. Сотни «маленьких солдат» искусства, «академисты» и «реалисты». Большинство из них пренебрежительно относят ко «второму» или «третьему» ряду. Но именно они создали основной корпус русской живописи, оттачивая мастерство, развлекая публику анекдотическими, как «Деспот семьи» (1893) Владимира Маковского, или слащавыми, как «Маленькие шарманщики» (1868) его брата Константина, сценками. Они искренне нравились современникам любых сословий. Первой картиной, купленной Павлом Третьяковым для своей галереи, была «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. А будущий Александр III начал свою коллекцию с «Итальянской девочки, черпающей воду» Ивана Келера-Вилианди.

Бесспорный жанр на выставке, действительно, из частных собраний. А то, что нарушает его чистоту,– из антикварных салонов, участвующих в экспозиции наравне с коллекционерами.

Выставка «Картины о жизни» дает представление не только и не столько о русском жанре, сколько о русском рынке.

"Коммерсантъ"

***