В среду президент России Владимир Путин подписал указ о создании объединенной авиакомпании AiRUnion, которая станет одной из крупнейших в России. Согласно документу, государству будет принадлежать около 45% акций формирующейся компании. Контроль же, несмотря на долгие споры, решили отдать частникам. В AiRUnion вошли авиакомпании «КрасЭйр», «Домодедовские авиалинии» (ДАЛ), «Самара», «Омскавиа» и «Сибавиатранс».

В 2005 году эти предприятия сформировали альянс, но оставались юридически самостоятельными. В рамках альянса координировалась только совместная маршрутная сеть.

В 2006 году воздушными суда альянса перевезли порядка 4,9 млн. пассажиров. Таких же результатов добилась авиакомпания S7 Airlines (бывшая «Сибирь»). Таким образом, двум компаниям предстоит конкурировать друг с другом за звание второго (после Аэрофлота) перевозчика России.

Государству принадлежит 51% «КрасЭйр», 50% ДАЛ и 46,5% «Самары». Генеральный директор «КрасЭйр» Борис Абрамович и связанные с ним структуры контролируют около 40% «КрасЭйр», 49%»Домодедовские авиалинии», около 50% «Самары», более 80% «Омскавиа» и 100% «Сибавиатранса». Недавно дочернее предприятие AiRUnion купила венгерскую авиакомпанию Malev.

Борьба за небо

Борис Абрамович почти два года пытался убедить чиновников превратить альянс AiRUnion в полноценный холдинг. Однако бизнесмен не мог договориться с чиновниками о том, кому должен принадлежать контроль над объединенной компанией.

Глава минэкономразвития Герман Греф публично выступал за то, чтобы передать контрольный пакет акций частным собственникам. Однако федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество), формально подчиненное Грефу, настаивало на том, чтобы контроль остался у государства.

В середине 2005 года аудиторская фирма «Пачоли», по заказу менеджмента «КрасЭйр», проведя оценку активов, посчитала, что госдоля в холдинге составит лишь 42%.

Однако Росимущество проект раскритиковало. Весной «Пачоли», уже по заказу этого ведомства, пересчитала условия сделки и сделала вывод, что госпакет в новом авиахолдинге все же превысит 50%. После этого Росимущество предложило передать госпакет акций «КрасЭйр» и «Аэрофлоту».

Однако в итоге правительство решило все же поддержать частников.

«Предложения Росимущества были собственной инициативой этого ведомства и имели свою логику. Но наша задача заключалась в другом», — рассказал в интервью BBCRussian.com советник главы МЭРТ Игорь Коньков. По его словам, бессмысленно создавать вторую крупную государственную авиакомпании: это бы не принесло пользы не для потребителей, не для всего рынка.

«Мы же создали базу для развития и здоровой конкуренции между перевозчиками, — отмечает Коньков.- При этом капитализация госпакета в объединенной компании намного выше, чем стоимость акций, принадлежащих государству в отдельных региональных авиакомпаниях».

среда, 02 мая 2007 г., 17:32 GMT 21:32 MCK

Би-би-си

*