Судебные хроники   К 12-ти и 14-ти годам лишения свободы приговорил Сергиевский суд Владимира Смольникова и Андрея Асанова, их подельник Ильдар Сафин, участвовавший в одном эпизоде, получил условное наказание. Следователи считают, что выявлена и попала под суд только часть группировки, своего рода «актив». Пока в тени остались наводчики, ясно лишь, что они из Челябинской области и Татарстана. Из Набережных Челнов и сами осужденные.         

«Главным» среди них признан Асанов. Как он сам рассказал, год назад «откинулся», то бишь отбыл наказание за кражи, хранение и ношение оружия. Первым делом отдохнул на море, вернулся с осветленными солнцем волосами, кто-то назвал блондином. Определение понравилось и впредь Асанов представлялся не иначе как Блондин, кличка понравилась. В Челнах он сколотил бригаду, причем цели не скрывал: будем шерстить на дорогах. Верные люди давали наколку на машину, отправляющиеся в путь с определенной денежной суммой. Задачей асановских людей было остановить транспорт и вытрясти с путников ценности.

    В неустановленном месте изготовили самодельную биту, шапки с прорезями для глаз, запаслись металлической арматурой, рациями, скотчем и темной одеждой, и, главное, устройством для прокола шин. Наточенные дюбеля в металлическую пластину вбивал Смольников, устройство легко раскладывалось на дороге при помощи резинки.

    Действовали, так уж вышло, на территории Самарской области, больше всего в Сергиевском районе, потому и предстали перед судом здесь. Были нападения в Хворостянском, Исаклинском, а также в Ядринском районе соседней Чувашии.

    Место для прокола шин выбирал Асанов, там оставался ждать сигнала Смольников. Услышав по рации заветное слово «Фары» раскидывал сеть. Машина проезжала, устройство убиралось. Не было случая, чтоб колесам удалось проскочить. Иногда прокалывались три, и ГАЗель или Фольксваген останавливались где-то через километр. К ним подъезжала сначала неприметная «Ока», намного позже «семерка». Вывалившиеся из нее фигуры не оставляли у пострадавших сомнений в намерениях. Обычно сразу пускались в ход биты и прутья.

                                  ***

    Стоит отметить, что все путники пытались оказать сопротивление. В Исаклах водителя и экспедитора избили, протащили волоком в сторону лесопосадки, где залепили рот и склеили руки-ноги скотчем. Навар составил 210000 рублей. В следующих ГАЗелях взяли 220 000 и 310 000…

    Как рассказал один из потерпевших: « Затем услышал скрежет колес по асфальту и понял, что их машину увозят. Через какое-то время подъехала еще одна машина и кто-то крикнул: «Садимся в машину и быстрее уезжаем».

      Однажды водитель заблокировал дверь, однако задние двери не закрылись, поэтому нападавшие залезли в машину и стали избивать его. Тогда вытащил ключ из замка зажигания и выбросил в окно. В машине связали всех веревками и скотчем. Затем один из бандитов, найдя ключ, сел за руль и проехал около километра в сторону леса, пришлось отдать 300000 рублей, из которых они вернули 10000 рублей «на дорогу». Потом забрали сотовые телефоны и разбили. Водитель слышал, как нападавшие разговаривали по рации: «машина пост прошла, все нормально». Перед этим говорили: «держи их, пока мы не проедем хотя бы два поста, сам уедешь на железке».Этого водителя за особо яростное противление пырнули ножом, ранение признано опасным для жизни и относящимся к тяжкому вреду здоровью.

      Один из пострадавших успел нажать на сотовом сигнал вызова, к землякам, что ехали на машине следом. Там ответили и сначала ничего не поняли. Как рассказал свидетель: «услышал какую-то ругань на русском языке. Перезвонил сам, но никто не ответил, а потом телефон отключился. Заподозрив неладное стали ехать быстрее, чтобы догнать первую машину. Примерно через десять минут увидели ее — «Фольксваген» стоял на обочине. Когда я подошел к машине, то незнакомый парень спросил, что мне нужно и зачем я остановился? Из машины стал выходить наш друг, у которого голова была в крови. Я спросил у него, что случилось, в это время незнакомый парень стал убегать по тропинке в сторону домов. Я бросился в вдогонку, но когда догнал парень нанес мне удар молотком по голове и убежал»

      И в другой раз бандиты чуть не попались. Тогда, увидев на обочине знакомую машину, затормозили сразу две едущие следом ( «11-ая» и ГАЗель) и из них вышли семеро мужчин. Асанов с неустановленные подельниками выскочили из «Фольксвагена» и побежали в сторону леса, где их догонять ночью не имело смысла.

                                          ***

          Попались люди Блондина и он сам в ходе спецоперации самарской милиции. При подготовке очередного нападения. Следствию и суду пришлось нелегко – потерпевшие из других регионов, сами обвиняемые тоже. Адвокатов взяли, конечно же, с Татарстана, а без них, как известно, ни одно следственное действие провести нельзя. Потому при всей очевидности и схожести эпизодов майор юстиции Лариса Птахина вела дело почти восемь месяцев. Сейчас адвокаты осужденных оспаривают приговор в вышестоящем суде.

             П.С. Увы, не проходит и года, чтобы суды самарской губернии не рассматривали по нескольку дел разбойников с большой дороги. Преступления большим разнообразием не отличаются, меняются только исполнители. На дорогах по прежнему неспокойно. Да и откуда ж быть спокойствию, если разбой остается делом прибыльным, сравнительно не затратным и безопасным…

                                        ***

          К СЛОВУ

    В Тольятти расследуется уголовное дело по восьми эпизодам «деятельности» азербайджанской группировки, разбоиничавшей на федеральной трассе Москва-Челябинск. Догоняли на трассе любые транспортные средства и предлагали остановиться из-за якобы неоплаченного счета в придорожном кафе. Пока один из банды отвлекал водителя, сообщники похищали из салона сумки, портфели или борсетки.

    Как считает следствие, разбоев на самом деле больше, просто далеко не все водители обращались с заявлением в милицию. В производстве самарских следователей есть еще одно дело так называемых «барсеточников». Фигурантами выступают так же нелегальные эмигранты из Азербайджана. У оперативников есть основания предполагать, что обе группы связаны между собой.

      «Наше управление отмечает снижение преступлений на дорогах области. Во многом это обусловлено опытом работы и ее качеством, стали лучше расследовать, а также определяющим фактором стала строгость судов», — считает заместитель начальника Главного следственного управления ГУВД Самарской области, начальник следственной части Олег Иванов.

                               ***

Людмила Бородина,

специально для изданий Медиа Группы «Ваш выбор»

*