Ракеты, интернет, метод копирования ДНК и даже скромный радиоприемник – все они вошли в почетный список величайших изобретений и новаторских идей человечества, составленный учеными и другими авторитетными деятелями.

Более сотни участников опроса, в том числе шесть лауреатов Нобелевской премии, назвали самую важную идею или изобретение в той сфере, которой занимаются они сами.

Инициатором создания такого списка выступило онлайн-издание Spiked. «Одни выбирают самые эффектные инновации, другие приносят извинения за то, что отдают предпочтение чему-то на первый взгляд «прозаичному» и неизвестному широкой публике, – комментирует редактор Spiked Мик Юм. – Но внешность тут обманчива. Почти все наши респонденты с уверенностью заявляют, что именно эти идеи и изобретения уже сделали наш мир лучше и потенциально способствуют дальнейшему прогрессу».

Биолог Льюис Уолперт из University College London, специализирующийся на изучении развития живых организмов, назвал величайшим изобретением микроскоп. «Когда я начал изучать биологию – а первоначально я учился на инженера – то очень увлекся наблюдением в микроскоп за движениями амеб и развитием морских ежей, – поясняет он. – С помощью микроскопа ученые-первопроходцы – например, Роберт Гук в 1665 году – впервые рассмотрели и проанализировали клеточную структуру живых существ. Без микроскопа клетку бы не открыли».

Пол Парсонс, редактор BBC Focus Magazine, внес в список «все, что позволяет нам стирать наши ошибки и исправлять их, возвращаться вспять и наводить порядок».

«Возможность исправлять свои ошибки, – продолжает Парсонс, – придает нам уверенность в себе, и мы уже не боимся потерпеть неудачу, мы экспериментируем, мы не считаемся с ограничениями и вообще стараемся раздвинуть рамки».

Автор научно-популярных книг Мэтт Ридли выбрал «поиск наобум» – возможность находить информацию в интернете с помощью поисковых машин типа Google. «Возможность поиска наобум произвела настоящую революцию в области проверки фактов, обнаружения новой информации, испытания гипотез, – рассказывает он. – Раз уж мое ремесло состоит в том, чтобы достоверно, но занимательно описывать мир, это – самое лучшее изобретение, о котором я мог только мечтать».

Сэр Тим Хант, лауреат Нобелевской премии, ведущий ученый Центра исследований рака Великобритании, отдал пальму первенства комплексу методов, используемых в молекулярной биологии для манипуляций ДНК. «Технология рекомбинации ДНК в наибольшей степени изменила методы работы биологов в моей сфере, – поясняет он. – Без нее мы ничего бы не достигли». Хант разделил с еще двумя учеными Нобелевскую премию 2001 года за исследование генетических и молекулярных механизмов деления клеток.

Стив Фуллер, социолог из Уорвикского университета, восхваляет идею объединить исследовательскую деятельность и обучение студентов под кровом одного заведения. «Это решение принесло максимальную пользу для того, чтобы жажда знаний удовлетворялась, так сказать, «безнаказанно» – без контроля со стороны государства, а одновременно максимально усилило влияние научного сообщества на общество», – отмечает он. Схему, о которой идет речь, разработал министр образования Пруссии Вильгельм фон Гумбольдт, впервые применивший ее в 1810 году в Берлинском университете.

Еще кое-что из списка

Эрик Дрекслер, «гуру технологий», выбрал «ДНК-оригами» – метод построения объемных фигур из молекул.

Квентин Купер, радиоведущий, назвал радио: «С помощью радио – особенно в прямом эфире – вы можете непосредственно соприкоснуться чуть ли не с любым человеком на планете, причем напрямую, без фильтров и цензуры: другие средства информации на такое не способны».

Иен Гибсон, депутат палаты общин от Северного Нориджа, выделил метод копирования ДНК под названием «полимеразная цепная реакция»: «Как только его изобрели, прибор для проведения этой реакции стал нужен в каждой лаборатории; с его помощью криминология сделала удивительные открытия».

Бенуа Мандельброт, математик, заявил, что в его собственном научном направлении – фрактальной геометрии – «величайший новаторский прорыв произошел, когда работа всей моей жизни вырвалась из рамок чисто количественного анализа и распространилась на сферы, где якобы правил случай».

Кристофер Маккей, планетолог и астробиолог, восславил ракету. «Ракетный двигатель доставил людей на Луну, а однажды доставит нас на Марс».

InoPressa.ru

*